Поиск по этому блогу

Постоянные читатели

понедельник, сентября 14, 2020

 В Израиле скоро начнется месяц тишрей. В этом году 1 день этого месяца придется на 18 сентября.

В этот день в Израиле наступает новый год, Рош ха-Шана. В этот день на небесах выносится решение – кому жить, а кому умереть в наступившем году. Поэтому новый год  в Израиле не слишком похож на веселый Новый год в христианском мире. В этот день люди молятся и каются, надеясь заслужить прощение за совершенные грехи. Хотя без праздничного застолья все-таки не обходится. Решение выносится 1 числа, а окончательно утверждается 10 числа. До этого времени можно еще надеяться изменить свою судьбу, попросив прощения у всех, перед кем виноват, покаявшись. Решение окончательно вступает в силу и записывается в небесной книге в десятый день месяца тишрей. Этот день именуется Йом-Кипур (Судный День). В промежуток между Рош  ха-Шана и Йом-Кипур израильтяне вместо традиционного «Шалом» (а в Израиле сплошь и рядом приветствуют друг друга незнакомые люди – скажем, войдя в магазин или в автобус) говорят друг другу «Гмар хатима това», то есть желают «хорошей записи». Те, кто не бывал в Израиле в этот день, даже представить себе не могут, как это выглядит. В обычный шаббат в основном все закрыто, но все-таки работают некоторые магазины, рестораны, и, главное, светские израильтяне вовсю ездят по стране – в гости, на природу. По всему Израилю жарят шашлыки… А в Йом-Кипур закрыто все, машин на улицах и шоссе нет. Выезжают при необходимости только полицейские и пожарные машины и «скорые помощи». Даже арабы не ездят – появление машины на улице может закончиться неприятностями для водителя. В течение суток израильтяне (не только религиозные, но и многие светские, не соблюдающие шаббат) постятся, причем это «сухая голодовка», пить нельзя, а в эту пору бывает еще весьма жарко. Наступает Йом-Кипур с вечера, с захода солнца. И после захода израильтяне выходят на улицу, одетые в белое.  Это немного напоминает советскую демонстрацию: машин на улице нет, а по проезжей части люди идут толпами. В нашем городке так выглядит проспект, ведущий к морю. А на следующее утро израильтяне (также и светские) идут в синагогу. Для светских это единственное появление в синагоге за год. А потом все сидят дома и ждут третьей звезды. После третьей звезды можно садиться за стол и отъедаться за сутки.  

В течение этих суток жизнь в стране практически останавливается. В 1973 году этим воспользовались египтяне – они начали войну против Израиля именно в Йом-Кипур, когда на базах солдат остается по минимальному минимуму, все, кого можно отпустить, отправляются по домам. Так что когда египтяне форсировали Суэцкий канал и захватили плацдарм на Синайском полуострове, на базах было совсем мало солдат. И ситуация усугублялась тем, что невозможно было вызвать солдат на базы. Сотовых и интернета тогда в помине не было, как это ни трудно представить сегодня. Радио- и телевизионные передачи срочно начались, сообщения шли в эфир, но никто не включал приемники, поскольку все знали, что передач в это время не бывает.  Рассказывают, что ситуацию спас какой-то майор. По его предложению, которое тут же утвердило высшее начальство, над всем Израилем пролетели на бреющем полете истребители. Такого в стране не бывало никогда, народ понял, что происходит что-то серьезное, и кинулся включать приемники. Так Израиль узнал, что началась война, и солдаты поспешили вернуться в части. Кстати, солдаты в Израиле в увольнение отправляются с оружием. Я когда первый раз приехал в Израиль в 1993 году, совершенно обалдел, когда в поезде увидел солдат с автоматами. Магазины, правда, не были вставлены. Причем и девушки-солдатки тоже с автоматами. Представил себе такое «дома» - «дело Сакалаускаса»  было тогда еще вполне свежо в памяти…

А войну в итоге Израиль, конечно, выиграл. Правда, большой (по меркам Израиля) кровью.  

2 комментария:

  1. Привет, Володя.
    Спасибо за интересную зарисовку.
    Невольно задался вопросом: каково неверующему в Израиле? Почему нужно идти в синагогу - чтобы соседи не косились? Или чтобы почуствовать свою причастность к социуму?
    У меня, антисоветика со стажем, которому претит любая официальная массовость, это вызывает инстинктивную настороженность.
    Как ты с этим управляешься?

    ОтветитьУдалить
  2. Привет, Матвей.
    Нет, соседи тут ни при чем. Да и кто может знать, ходишь ты в синагогу или нет. Тут ведь их немеряно, у нас в шаговой доступности три или четыре. Небольшие. Огромное же количество всяких течений, которые определяются в основном тем, кто откуда приехал. Так что речь идет именно о причастности. И постятся многие, хотя дома-то уж точно никто не проверит.
    А я никак не управляюсь. Я в синагогу не хожу, мне и не положено, поскольку в Израиле евреем не считаюсь. Конечно, справку на входе в синагогу не спрашивают, но тем не менее... Хотя и будь я "законным" евреем, не ходил бы. Поскольку к религии отношусь терпимо, но неодобрительно.

    ОтветитьУдалить

 Решил больше не писать о наших воздушных тревогах. Всего за несколько дней это стало рутиной. Так что теперь напишу, когда воздушные тревог...