В Израиле скоро начнется месяц тишрей. В этом году 1 день этого месяца придется на 18 сентября.
В этот день в Израиле наступает новый год, Рош ха-Шана. В
этот день на небесах выносится решение – кому жить, а кому умереть в
наступившем году. Поэтому новый год в
Израиле не слишком похож на веселый Новый год в христианском мире. В этот день
люди молятся и каются, надеясь заслужить прощение за совершенные грехи. Хотя
без праздничного застолья все-таки не обходится. Решение выносится 1 числа, а окончательно
утверждается 10 числа. До этого времени можно еще надеяться изменить свою
судьбу, попросив прощения у всех, перед кем виноват, покаявшись. Решение окончательно
вступает в силу и записывается в небесной книге в десятый день месяца тишрей. Этот
день именуется Йом-Кипур (Судный День). В промежуток между Рош ха-Шана и Йом-Кипур израильтяне вместо
традиционного «Шалом» (а в Израиле сплошь и рядом приветствуют друг друга
незнакомые люди – скажем, войдя в магазин или в автобус) говорят друг другу «Гмар
хатима това», то есть желают «хорошей записи». Те, кто не бывал в Израиле в
этот день, даже представить себе не могут, как это выглядит. В обычный шаббат в
основном все закрыто, но все-таки работают некоторые магазины, рестораны, и,
главное, светские израильтяне вовсю ездят по стране – в гости, на природу. По
всему Израилю жарят шашлыки… А в Йом-Кипур закрыто все, машин на улицах и шоссе
нет. Выезжают при необходимости только полицейские и пожарные машины и «скорые
помощи». Даже арабы не ездят – появление машины на улице может закончиться
неприятностями для водителя. В течение суток израильтяне (не только
религиозные, но и многие светские, не соблюдающие шаббат) постятся, причем это «сухая
голодовка», пить нельзя, а в эту пору бывает еще весьма жарко. Наступает
Йом-Кипур с вечера, с захода солнца. И после захода израильтяне выходят на
улицу, одетые в белое. Это немного
напоминает советскую демонстрацию: машин на улице нет, а по проезжей части люди
идут толпами. В нашем городке так выглядит проспект, ведущий к морю. А на
следующее утро израильтяне (также и светские) идут в синагогу. Для светских это
единственное появление в синагоге за год. А потом все сидят дома и ждут третьей
звезды. После третьей звезды можно садиться за стол и отъедаться за сутки.
В течение этих суток жизнь в стране практически
останавливается. В 1973 году этим воспользовались египтяне – они начали войну
против Израиля именно в Йом-Кипур, когда на базах солдат остается по
минимальному минимуму, все, кого можно отпустить, отправляются по домам. Так
что когда египтяне форсировали Суэцкий канал и захватили плацдарм на Синайском
полуострове, на базах было совсем мало солдат. И ситуация усугублялась тем, что
невозможно было вызвать солдат на базы. Сотовых и интернета тогда в помине не
было, как это ни трудно представить сегодня. Радио- и телевизионные передачи
срочно начались, сообщения шли в эфир, но никто не включал приемники, поскольку
все знали, что передач в это время не бывает. Рассказывают, что ситуацию спас какой-то
майор. По его предложению, которое тут же утвердило высшее начальство, над всем
Израилем пролетели на бреющем полете истребители. Такого в стране не бывало
никогда, народ понял, что происходит что-то серьезное, и кинулся включать
приемники. Так Израиль узнал, что началась война, и солдаты поспешили вернуться
в части. Кстати, солдаты в Израиле в увольнение отправляются с оружием. Я когда
первый раз приехал в Израиль в 1993 году, совершенно обалдел, когда в поезде увидел
солдат с автоматами. Магазины, правда, не были вставлены. Причем и девушки-солдатки
тоже с автоматами. Представил себе такое «дома» - «дело Сакалаускаса» было тогда еще вполне свежо в памяти…
А войну в итоге Израиль, конечно, выиграл. Правда, большой
(по меркам Израиля) кровью.
Привет, Володя.
ОтветитьУдалитьСпасибо за интересную зарисовку.
Невольно задался вопросом: каково неверующему в Израиле? Почему нужно идти в синагогу - чтобы соседи не косились? Или чтобы почуствовать свою причастность к социуму?
У меня, антисоветика со стажем, которому претит любая официальная массовость, это вызывает инстинктивную настороженность.
Как ты с этим управляешься?
Привет, Матвей.
ОтветитьУдалитьНет, соседи тут ни при чем. Да и кто может знать, ходишь ты в синагогу или нет. Тут ведь их немеряно, у нас в шаговой доступности три или четыре. Небольшие. Огромное же количество всяких течений, которые определяются в основном тем, кто откуда приехал. Так что речь идет именно о причастности. И постятся многие, хотя дома-то уж точно никто не проверит.
А я никак не управляюсь. Я в синагогу не хожу, мне и не положено, поскольку в Израиле евреем не считаюсь. Конечно, справку на входе в синагогу не спрашивают, но тем не менее... Хотя и будь я "законным" евреем, не ходил бы. Поскольку к религии отношусь терпимо, но неодобрительно.