Вчера, когда писал о Шульгине, упомянул Таврический дворец – и потянулась цепочка воспоминаний.
Таврический дворец я помню с раннего детства. Когда мы с
бабушкой гуляли в Таврическом саду, мы нередко выходили из сада через выход на Потемкинскую
улицу и заходили в оранжерею, она была рядом с садом. Мне там очень нравилось. Там
было всегда жарко, душно и влажно, как в джунглях, росли всякие экзотические растения
с яркими большими цветами, даже запах был нездешний, какой-то тарзаново-жюльверновский.
Да и снаружи выглядела оранжерея не по-здешнему. Не случайно на ее фоне и
внутри снимали несколько сцен советского «Шерлока Холмса». После оранжереи мы
выходили на улицу Воинова (теперь она снова Шпалерная), упиравшуюся в Смольный
собор. Улицу эту я очень любил. Она была какая-то светлая и торжественная. По
Воинова мы доходили на нашей Таврической, и на углу Таврической стоял
Таврический дворец. Его я как раз не любил, казался он мне каким-то скучным, и совершенно
не соответствовал моему малолетнему представлению о дворцах как о чем-то ярком
и праздничном, и обязательно с башнями (наверно, я малость тогда путал «дворцы»
и «замки»). И последующие впечатления о дворце были скучные и унылые. Его часто
показывали в «Ленинградской кинохронике». Попасть на этот киножурнал перед
фильмом считалось самой большой неудачей после «Новостей строительства», и в
нем непременно был дежурный сюжет, в котором показывали дворец снаружи, а потом
– какое-то заседание в зале дворца, на котором какое-то какие-то безликие люди дружно аплодировали
чему-то. Я в принципе знал, что до революции в Таврическом дворце заседала
Государственная Дума, а после октябрьского переворота там собралось Учредительное собрание, которое тут же разогнали, убив в колыбели российскую
демократию. Правда, дальнейшая история показала, что младенец был все равно
нежизнеспособный… И только после фильма «Перед
судом истории» у меня в голове теоретическое знание сложилось с реальной
картинкой. Я осознал, что именно в этом зале шла когда-то реальная политическая
борьба между реальными политическими партиями, что в какой-то момент там
решалась судьба России. Формально эту судьбу решил матрос Анатолий Железняков
своей знаменитой фразой.
К Железнякову у меня, даже когда я еще в школьные годы стал
антисоветчиком, отношение было очень теплое. Этим я обязан Олеше, в 12 лет я
прочитал в его книге «Ни дня без строчки» миниатюру, посвященную Железнякову:
«Я знал интеллигентного матроса, который, говоря со мной о
коммунизме, привлек в качестве метафоры синюю птицу счастья из Метерлинка, –
Анатолия Железнякова, того самого матроса, которому был поручен разгон (так
сказать, техническое его исполнение) Учредительного собрания. Он, как известно,
подошел вдруг к председательствовавшему Чернову и сказал:
– Пора вам разойтись. Караул хочет спать.
Караул был из матросов.
Он был очень красивый человек, Железняков, светлой масти,
утонченный, я бы сказал – в полете. Он был убит на Дону в битве с Деникиным –
убит в то время, когда, высунувшись из бойницы бронепоезда, стрелял из двух
револьверов одновременно. Так он и повис на раме этой амбразуры, головой вниз и
вытянув руки по борту бронепоезда, руки с выпадающими из них револьверами. Это
мне рассказывал очевидец…»
Замечательный был писатель Олеша. И, наверно, мог бы быть
отличным сценаристом. итая, прямо видишь сцену смерти Железнякова. Написано искренне;
Олеша ведь писал «в стол», не рассчитывая на публикацию. Написано романтично, и
не по «горячим следам», когда у многих интеллигентов в России сложилось
поначалу романтическое представление о революции, а через много лет, когда всем
стало ясно, к чему привела эта самая революция. Да и не был Олеша романтиком –
как можно даже представить себе такое о человеке, который свою лучшую книгу
начал фразой «Он поет по утрам в клозете», а закончил фразой «Сегодня,
Кавалеров, ваша очередь спать с Анечкой». Значит таким Олеша Железнякова действительно
видел, таким он ему запомнился - красивым и светлым.
Хотя совершенно не обязательно, что Железняков и в самом
деле был такой, но я его с тех пор всегда видел глазами Олеши. Несмотря на то,
что разгон «Учредиловки» - один из самых трагических моментов в истории России.
Правда, осознал я это гораздо позже.
Из-за представления о Железнякову «по Олеше» я не любил
песню «В степи под Херсоном высокие травы». Идиотская песня, в которой Железняков выглядит полным идиотом,
так что совершенно непонятно, за что им восхищается автор текста, комсомольский
поэт Михаил Голодный. Ведь что мы видим в этом тексте? Железняков, командуя
отрядом, абсолютно заблудился – «Он шел на Одессу, а вышел к Херсону». Это при
том, что расстояние между Одессой и Херсоном - 204 км. А потом завел отряд в
засаду, и в результате погиб. В 1941, если бы он все же вышел из окружения, его бы,
наверно, расстреляли за невыполнение приказа…
На самом деле Железняков действительно командовал
бронепоездом и погиб в этом бронепоезде – под Днепропетровском, от которого
триста с лишним километров до Херсона и четыреста с лишним – до Одессы. Так что
текст Голодного – типичный пример советской мифологии, которая не
придерживается фактов начисто, даже когда скрывать нечего, и правда вполне
пригодна и даже нужна для большей достоверности мифа. Эта традиция живуча…
Комментариев нет:
Отправить комментарий