Поиск по этому блогу

Постоянные читатели

среда, марта 25, 2026

 Ну вот, посмотрели вчера "У ангела ангина". Если бы меня спросли теперь: "Каково ваше впечатление от фильма?", я бы ответил "Никаково". "Никаково" - замечательное слово, которое я впервые увидел в рассказе моего любимого Голявкина. Не упущу удовольствия процитировать этот рассказ, благо он крошечный. 

Каково
        Он сидел в пятом углу.
        – Каково вам? – спросил я.
        – Никаково, – сказал он.
        – Ну, а все-таки, каково? – спросил я.
        – Никаково, – сказал он.
        – Каково вам? – спросил я еще раз.
        – Никаково, – сказал он,- мне никаково.

Вот и мне после фильма - никаково. Фильм оставил практически равнодушным - при том, что я так люблю книгу. Ждал, конечно, худшего (я ведь пессимист). Но оказалось - вполне ничего, почти не раздражало. Разве что кое-где, в тех местах, где уж очень явное расхождение с текстом повести. 

И сильно не понравилась Леля. Не потому, что не соответствует тому, какой я ее видел после книги. А потому, что она не такая, как прямым текстом в книге написано, без всяких мысленных образов. И еще царапнули совершенно неуместные, на мой взгляд, сцены "современности" (то есть шестидесятых годов, когда была написана книга). Сцены эти сильно расширили по сравнению с книгой (что неудивительно, поскольку взрослого Чухну играет Евгений Цыганов, а он вряд ли согласился бы на совсем уж махонькую роль. Разве что является большим фанатом Шефнера... Но дело не в этом, а в том, что сцены эти, на мой взгляд, совершенно неуместны. 

В России плохо делают фильмы о прошедших временах. Но в этом фильме мы заметили лишь один явный анахронизм: Леля и другие девушки в фильме ходят "на шпильках", которые появились (причем за границей) только после войны... А больше мы ничего такого не заметили. 

Но это все мелочи, совершенно неизбежные, когда смотришь экранизацию любимой книги. Чаще всего такие экранизации вызывают раздражение - то не так, это не так, здесь сократили, там добавили. А этот фильм оставил практически равнодушным. Никакого раздражения. Поэтому "никаково" - самое подходящее слово для его характеристики.

А смысл названия - "У ангела ангина" прояснился по ходу дела. Леля по киносюжету болеет ангиной, и Чухна вспоминает строчку из стихотворения Володьки. А потом Володька - тогдашний, молодой, в финале фильма читает это стихотворение полностью (в книге этого нет). Мне показалось, что стихотворение это явно отличается от других стихотворений Володьки, которые в книге (и в фильме) цитируются в объеме лишь одной строфы. Отличается в лучшую сторону. Задумался, поискал - и нашел. Это не авторская имитация  слабоватых стихов, астихотворение самого Шефнера. Оно написано немного позже, чем "Сестра печали" - в 1969 году:

У ангела ангина...


У ангела ангина,
Он, не жалея сил,
Берег чьего-то сына,
Инфекцию схватил.

В морозном оформленье
За домом тополя,
В неясном направленье
Вращается Земля.

До рая не добраться
С попутным ветерком,
И негде отлежаться —
Летай под потолком.

Земная медицина
Для ангела темна.
Ангина ты, ангина,
Чужая сторона!


Хотя Леля в книге (да и в фильме) вовсе не ангел...

вторник, марта 24, 2026

 Сейчас перечитываю в очередной раз "Сестру печали" Шефнера. Одна из моих любимых книг. До такой степени, что она попала в число немногочисленных любимых книг, которые мы взяли с собой, уезжая из Ленинграда. Книжка зачитанная, и бумага пожелтела. Но ничего удивительного - год издания - 1970, бумага изначально была скверная, книжка стоила 50 коп., а перечитывалась она многократно, и не только мной. 


Много книг было не взять, багаж мы не отправляли, а вес вещей, которые берем с собой, не должен был превышать 140 кг на двоих. Так что брали только те, которые наверняка захочется перечитать. Я и перечитывал. Не помню, конечно, сколько раз всего, и сколько раз - здесь, в Израиле. Но - много. И, как не странно, как минимум две детали обнаружил, на которые раньше не обращал внимания (а пока что дошел только до встречи героев в Ленинграде после недолгой разлуки).

Может, и не стал бы об этом писать, но дело в том, что вчера захотелось вспомнить биографию Шефнера, заглянул в Вики, и обнаружил, что "Сестра печали" была экранизирована в 2018 году режиссеркой Светланой Карас. Название фильма - загадочное, "У ангела ангина". Кого из героев автор фильма называет ангелом, для меня загадка. Сегодня посмотрим. Заранее настроил себя на то, что фильм плохой. Если окажется, что это не так, будет приятный сюрприз. В этом преимущество быть пессимистом. У пессимиста возможны приятные сюрпризы, а у потимиста - только разочарования. 

Так что скоро начнем смотреть фильм...  

суббота, марта 21, 2026

 "Ночь прошла без тревог" - звучит как начало какого-то романса.

Правда, это только нас обошли на этот раз вниманием, тревоги-то ночью в Израиле были - на севере, у границы с Ливаном, там обстрелы чуть не каждый час, и на юге - из Ирана. Но в Хайфе и Крайотах ночью было тихо, "без тревог".  Даже представить себе не могу, как в Украине люди уже пятый год живут с постоянным ожиданием воздушной тревоги. Семья адиной подруги во Львове просто перестала через какое-то время ходить в убежище. Но это, на мой взгляд, не выход. Конечно, если бы была гарантия, что убьет сразу, имело бы смысл рискнуть. Тем более нам, живущим в доме, в который ракета один раз уже попадала. Но беда в том, что гарантии такой нет, а перспектива прожить, сколько осталось, инвалидом, не кажется привлекательной. Так что остается надеяться, что в нашем случае война не продлится несколько лет.  И ходить в убежище. Береженого бог бережет. 

пятница, марта 20, 2026

 На сайте World Happiness Report опубликован очередной Всемирный доклад о счастье за 2025 год — ежегодный доклад, публикуемый подразделением ООН по поиску решений стабильного развития.

Удовлетворетворенность жизнью для Всемирного доклада о счастье определяют с помощью простого теста, который называется "лестница Кантрила". Респондентов просят представить лестницу со ступенями, занумерованными от 0 до 10, где 10 это самая хорошая возможная для них жизнь, а 0 это самая плохая. После этого респондентов спрашивают, на какой ступени этой лестницы находится их текущая жизнь.

По сравнению с докладом за 2024 год кардинальных изменений не произошло.

На первом месте осталась Финляндия, далее идут Исландия, Дания, Коста-Рика, Швеция, Норвегияия... Несколько неожиданно в этом году в число лидеров вошла Коста-Рика со своим 4-ым местом. Это самое высокое место, которое в таких рейтингах, которые ведутся с 2012 года, занимала бы страна из Латинской Америки. Интересно, чем объяснить такой прорыв (хотя и в прошлом рейтинге Коста-Рика занимала вполне высокое, 12 место, опять-таки самое высокое среди соседей по Латинской Америке. Интересно, в чем тут дело...)

Израиль несколько ухудшил свое положение по сравнению с 2024 годом - с 5-го места отступил на 8-ое. Понятно, что опрос проводился до начала войны с Ираном, но в 2024 вовсю шла война в Газе и в Ливане. А израильтяне упорно продолжают чувствовать себя счастливее жителей большинства других стран. Для примера, Германия в этом рейтинге на 17-ом месте, США - на 23-ем,  Великобритания - на 29-ом, Франция - на 35-ом...

Правда, в этом рейтинге не принимали участия израильтяне, уехавшие из страны (в число выехавших из Израиля превысило число новых репатриантов примерно на 50.000 человек, в 2024 была примерно такая же картина. Но те, кто остался, видимо, чувствуют себя достаточно счастливыми (8-ое место как-никак). А те, кто не чувствуют, будут уезжать из страны и дальше. 

Россия заняла 79-ое место (в прошлом году была на 72-ом). Украина - на 111-ом. Здесь-то все понятно, а вот место России, на мой взгляд, это достаточно объективная характеристика отношение россиян к ситуации в стране. 

Последнее, 147-ое место, занимает Афганистан...  

Короче, информации к размышлению полно. Найти этот рейтинг можно здесь: https://data.worldhappiness.report/table?_gl=1*veub5h*_gcl_au*MTk1NzgzMDgwMy4xNzczOTg4ODA5

понедельник, марта 16, 2026

 Вспомнил еще три песни Кима с кассеты:



Письмо в ЦК от ветеранов (https://sefon.pro/mp3/1833424-yulij-kim-pismo-v-tsk-ot-veteranov/)


В ЦК КПСС от отдельных представителей некоторой интеллигенции приватное письмо

                  

- До чего же плохо
Все у нас пока!
А куда же смотрит
Наш родной ЦК?

- Да что вы говорите,
Так искренне причем!
Пишите нам, пишите,
А мы прочтем, прочтем!

- А куда же смотрит
Наш родной ЦК?
Ничего не видит
Он издалека!

- Да что вы говорите,
Так искренне причем!
Пишите нам, пишите,
А мы прочтем, прочтем!

Прочтем и прочитаем,
И снова перечтем,
И сами все напишем,
И вышлем, и пошлем...

- Да что вы говорите!..
Все так знакомо нам...
"Пишите нам, пишите
По новым адресам..."

Передовая статья в газету (https://www.leonidmuz.ru/avt-isp/avt-isp-kim/kim-vseu.mp3 - нужно найти песню "Все  улицы как будто стали краше" в алфавитном списке)

Все улицы как будто стали краше
И солнце как бы входит в каждый дом:
Сегодня все трудящиеся наши (и не наши)
Испытывают радостный подъем!

Рабочие, крестьяне, инженеры,
Покинувши заводы и жнивье,
Интеллигенты и милиционеры
Единство демонстрируют свое!

Они идут с плакатами, с цветами,
На них костюмы новые, видать.
Давно уже расстались мы с цепями,-
Нам, слава Богу, есть чего терять!

...Теперь добавьте что-нибудь про космос,
Чего-нибудь про радостный рассвет,
Потом поставьте собственную подпись
И тут же отнесите в комитет!

Случай на парткоме (https://sefon.pro/mp3/1833372-yulij-kim-na-partkome/)

                  

          На мелодию песни
          "На Петровском на базаре"

Как на нашем на парткоме
Шум и тарарам:
Появился в нашем доме
Барахло и хлам.
Был простой Никита Фролыч,
Не хужей людей,
Оказалось, эта сволочь
Стал прелюбодей!

        Есть бандиты, скажем, уголовные,
        Паразиты, скажем, или кто,
        А ведь это что же, смеху окромя:
        У всех лежа - у него стоймя!

Что ж ты, кореш, нас позоришь,
Упаси Господь,
Без оглядки девок порешь,
Распускаешь плоть.
Как же это, если все-то,
На тебя глядя?
Никому указу нету
Распускать плотя!

        Есть бандиты, скажем, сексуальные,
        Нимфоманки, скажем, или кто,
        А ведь этот стыд здоровый же на вид,
        У всех лежа - у него стоит!

Шуры-муры, трали-вали,
И все сам да сам!
Помогли бы, подсказали -
Ты пришел бы к нам:
Нагрузили бы нагрузку,
Дали бы в торец,
Может, выделили б Люську
На худой конец!

        Есть бараны, скажем, безголовые,
        Хулиганы, скажем, или кто,-
        А ведь эта рожа выбрана в местком!
        У всех лежа - у него столбом!

Ох, двурушник-цереушник,
Как же ты нечист!
А ведь вроде при народе
Честный онанист!
Ну, как враг теперь услышит
О такой бузе -
Он же тут же понапишет,
Что и мы как все!..

        Есть бараны, скажем, сексуальные,
        Нимфоманки, скажем, или кто...
        Не допустим! Запретим!
        Мы не спустим! И вам не дадим!..

 Вчера я вывесил в блоге текст песни Кима "8 марта 1963 года".

И мне захотелось вспомнить весь цикл антисоветских песен Кима. В свое время, в молодости, у меня была небольшая кассета с этими песнями, и я помню их наизусть. Пожалуй, по степени антисоветизма Ким переплюнул всех, включая даже Галича. Странно, что его в те времена не посадили и не выперли из страны.

Сам Ким эти песни никогда не вспоминает, во всяком случае, в тех программах с ним, которые я видел. Кстати, последний раз это было прошлой ночью, у нас с 6 утра сейчас на 9 канале рассказывают о войне, а ночью, после 12, включают старые записи программы "От реки до моря", которую ведут знакомый всему СССР Янислав Левинсон из "Клуба одесских джентльменов" и знакомый всему русскоязычному Израилю Илья Аксельрод. И как раз вчера показывали программу, на которую приходил Ким. Я ночью проснулся и немного посмотрел. Телевизор мы на ночь не выключаем...

Итак, попробую припомнить, какие же песни были на этой моей кассете. В скобках - адреса, где можно послушать, и которые мне удалось отыскать.

Первая песня - о годах, когда Ким работал учителем.

Отчаяная песенка преподавателя обществоведения (https://sefon.pro/mp3/1833490-yulij-kim-otchayannaya-pesnya-prepodavatelya-obshestvoznaniya/)                

Люди все, как следует, спят и обедают,
чередуют труд и покой.
А я, бедный, общество ведаю, ведаю...
А оно заведует мной.

А оно все требует, чтоб его ведали,
изучали вдоль, поперек.
И, притом, не как-нибудь хитро и въедливо,
а вот только так и назубок.

Вундеры и киндеры вовсе замучили:
не жалея сил молодых,
ставят мне вопросики острые, жгучие,
а я все сажуся на них.

Я им говорю: дескать, так-то и так-то, мол,
а если не так, значит, ложь.
А они кричат: "А где факты, мол, факты, мол?
Аргументы вынь и положь!"

И хоть я совсем человек не воинственный,
все-тки погожу, погляжу,
а потом возьму аргумент свой единственный,
выну и на них положу...

Выберу я ночку глухую, осеннюю,
уж давно я все рассчитал,
лягу я под шкаф, чтоб при слабом движении
на меня упал "Капитал"!

1966

Вторая - о тесте Кима, Петре Якире, сыре расстрелянного советского командарма Ионы Якира.

Сказание о Петре Якире, который родился в 1923 году, а сел в 1937 (http://bard.ru/cgi-bin/frameset.cgi?kind=tracks&name=%CA%E8%EC_%DE.&id=1694.27 - там эта песня называется "Счастливое детство; чтобы почлушать, надо нажать значок "больше" с правой стороны строки)

 Четырнадцати лет пацан попал в тюрьму,
В одну из камер номер тридцать восемь - вот бедняга!
Четырнадцать статей предъявлено ему:
Политбандит, вообще семит
И неизвестно чей наймит,
И поджигатель, кажется, Кремля, не то Рейхстага -
Вот это передряга!

Вот это арестант! Наверно, он талант!
Вообще они талантливы, все эти иудеи!
Четырнадцати лет, пацан еще и шкет,
А он уже политбандит,
Уже наймит, уже семит
И поджигатель, вроде, Третьяковской галереи -
Уж эти мне евреи!

А чтобы не скучал способный сорванец
И правильно воспитывался в камере вонючей,
К нему и подсадил заботливый отец
Одних ученых десять тыщ
И неученых десять тыщ,
И несколько мильонов - просто так, на всякий случай.

Тра-та-та, тра-та-та,
Волоки в тюрьму кота,
Чижика, собаку,
Петьку-забияку,
Обезьяну, попугая -
Вот компания какая,
Вот кампания какая
Была проведена...

Три тыщи лет тому у племени Му-му
Обычай был - дарить детей языческому богу,
И гибли пацаны, не зная почему,
А щас известно хоть, кому,
За что его и что его -
Прогресс, ребята, движется куда-то понемногу...

Ну, и слава Богу!
А то, куда он движется
И то, на чем он зиждется,
Неясно никому,
А только одному;
Четырнадцати лет
Пацан попал в тюрьму,
Зачем и почему -
Неясно никому,
А только одному...
Ау!


Диалог образца 1967 года (https://music.mts.ru/track/65005453)

- Послушайте, - да вы, наверно, слышали:
Опять у нас берут за анекдоты!
Да вот недавно Иванова вышибли
С работы - ну что за идиоты!..

- А слышали, опять готовят акцию:
Твардовского задумали отставить!
Уж коль не человека, так редакцию -
Ну надо же кого-то обезглавить!

- А вы, видать, знакомы с этим опусом:
Его писал, конечно, Солженицын.
За это можно Семичастным образом
Накрыться, так годиков на тридцать!..
- А  как вам эти клятвы-заверения,
Что вымерли у нас антисемиты?
А Бабий Яр заброшен, тем не менее,
Как-будто они все там зарыты!..
- А как вам эта глупая комедия С мощами неизвестного солдата? Да все вообще пятидесятилетие - Вот дата, тут года маловато. Для всех парадов пламенных, Докладов твердокаменных, Уж то-то будет скука: Ни шепота, ни ропота, Зато простор для топота И грохота, и стука, И стука... - Ну хватит, нам пора и познакомиться, И личность ваша вроде мне знакома... (Говорит первый и показывает красную книжечку.) - Да-да, конечно, мы встречались, помнится У дома напротив гастронома... - Напротив Мира Детского?.. - У моста Кузнецкого!.. - На площади Дзержинского?.. - Того, я сделал жизнь с кого!.. - Я шел на заседание!.. - А я шел на задание!.. - Так пойдем разопьем поллитровочку Под прелестные песни Высоцкого! - Подарю вам такую листовочку!.. - А я вслух почитаю из Троцкого!..

Люблю свою бандуру (https://sefon.pro/mp3/1832860-yulij-kim-lyublyu-svoyu-banduru/)

Люблю свою бандуру
За этакий настрой:
Ну так и тянет дуру
Поклеветать на строй!

Поочернить действительность,
Позлобствовать на власть...
На собственную бдительность
Ей, видимо, накласть.

Ведь что же получается:
Чуть тронешь инструмент,
Тотчас же начинается
Двусмысленный момент.

Чуть тронещь эти гусли -
Растут со всех углов
Увесистый ли ус ли,
Развесистая ль бровь.

Решусь быть чистым загодя,
И все ж перехожу
От Цветочков - к Ягоде,
От Ягоды к Ежу.

И далее по быстрому,
Покуда не дождусь,
Как Семичастным приставом
Запахнет на всю Русь!

Пионерская лагерная песня (https://m.ok.ru/music/track/122953142374657)

Живем мы в нашем лагере
Ребята хоть куда,
Под красными под флагами
Ударники труда.

Кругом так много воздуха,
Сосняк тебе, дубняк,
А кроме зоны отдыха
Есть зона просто так!

Начальник наш родитель нам,
Точнее скажем - кум,
И под его водительством
Беремся мы за ум.

Живем мы, как на облаке,
Есть баня и сортир,
А за колючей проволкой
Пускай сидит весь мир

Подражание В. Высоцкому (https://www.youtube.com/watch?v=ZTt_7pAucAw)

Мороз трещит, как пулемет
Трещит над полем боя,
И пять машин, как пять собак,
Рычат и жаждут крови,
И добровольный опервзвод
Стоит уже конвоем -
Им только б знак - а знак и так
Сорваться наготове!

Там за стеною ставит суд
Законы вне закона.
Корреспонденты в стороне
Внимательно нейтральны.
И горстка граждан жмется тут,
Как зеки в центре зоны,-
Пришли за правду порадеть
И крест принять опальный!..

	На тыщу академиков и член-корреспондентов,
	На весь на образованный культурный легион
	Нашлась лишь эта горсточка больных интеллигентов,
	Вслух высказать, что думает здоровый миллион!

Вот бывший зек стоит себе,
Ногой колотит ногу,
А вот полковник КГБ
Ногой колотит ногу,
Вон у студента, у врача
Отец замерз на БАМе
А у того, у стукача
Зарыт под Соловками.

И вот стоят лицо в лицо,
И суть не в поколеньях:
Не сыновья против отцов,
А сила против правды!
Видать, опять пора решать,
Стоять ли на коленях
И в Соловки нам поспешать
Иль в опер-лейтенанты...

	Ах, как узок круг этих революцьонеров!
	То-то так легко их окружили во дворе!
	И тоже - вне народа, и тоже - для примера,
	И дело происходит тоже в старом декабре...

1968

Начальство слушает магнитофон (https://sefon.pro/mp3/1833024-yulij-kim-nachalstvo-slushaet-magnitofon/)

       Подражание А. Галичу

- Мы об Марксе твердим и об Ленине,
Отщепенцев к столбу пригвоздив.
Все, что мы утверждаем на пленуме,
Подтверждает потом партактив.

И не в форме тут дело, а в принципе,
Так что в общем и то ничего,
Что, как рвенье дойдет до провинции,
Гвозданут иной раз не того.

Призовем из писательской шатии
Самых злых медведей-шатунов.
Облегчим мощью всей демократии
Лебедей-крикунов от штанов!

Ишь, зажрались харчей наших, нелюди,
Обнаглели и воду мутят!..
Ничего, мы напомним, как лебеди
Превращаются в гадких утят...

И все-тки я кумекаю,
Что где-то за спиной
Исходит сука некая
Опять гнилой слюной.
И вместе с подлой кодлою
На черном на крыльце
Страну порочит родную
В моем лице!..

- Нет, вы послушайте, что они поют, включите, пожалуйста, магнитофон и
послушайте, - что они поют!..

- Нам об Марксе твердят и об Ленине,
Нам на них отверзают глаза,
Ну, а сами из Маркса ни бе ни ме,
И из Ленина тож ни аза!

А на что им копаться-то, пачкаться?
Стоит слово сказать и начать,
Как цитатка сама обозначится,
Словно знаменье или печать.

Эрудиция плюс юрисдикция
Означает мозгов нищету,
Если право у них и традиция
Человека считать за щепу!

Отщепят, обзовут отщепенцами,
Обличат и младенца во лжи...
А за то, что не жгут, как в Освенциме,
Ты еще им спасибо скажи!..

Краткий исторический обзор

Пятьдесят лет назад
Мово деда старший брат
В Петрограде Зимний брал дворец.
Он старался, брал его,
А у деда моего
Между тем родился мой отец.

Пели мальчику: "Многая лета!
Вот и смена для нас, стариков!
По газетам, по всем по приметам,
Ты, мой милый, пойдешь далеко!"

Сорок лет тому назад
Мово деда старший брат
За троцкизм убыл из рядов.
У него родной мой дед
Лично принял партбилет
И сказал немало горьких слов.

И тому уж тридцать лет,
Как исчез родной мой дед
За свое троцкистское родство.
"У кого есть партия -
Для чего тому семья!"
Так в доносе папы моего.
Годик в годик аккурат
Двадцать лет тому назад
Появился я на белый свет.
"Он мне дорог, сей птенец!"-
Так шутил в гостях отец,
И при этом гладил партбилет.

Десять лет тому назад
Воротился в Ленинград
Реабилитированный дед.
Он вернулся, но, узнав,
Что мой папа "зам-нач-глав...",
Тут же тихо убыл на тот свет.

В этот год различных дат
Стал я тоже кандидат,
И гляжу на папу своего:
Он, конечно, молодцом,
Но в кармане боковом
У меня есть тоже кой чего!

И вообще, он стареет с годами,
Новых тонкостей в толк не берет,
Называет Израиль жидами
И тем самым на мельницу льет!

Вот, пожалуй, и все песни, которые мне удалось припомнить с той кассеты.
Наверняка было больше. Врочем, я зря старался. Уже после того, как я
все это навспоминал и разыскал, я наткнулся на целый концерт Кима, который называется "Крамольные песни" (продолжительность 2 часа 4 минуты). Я его еще не толком слушал, но, наверно, там есть все и даже больше. И к тому же Ким рассказывает про эти песни. Найти этот концерт можно здесь:  
 https://www.youtube.com/watch?v=KyaCIQbQ8KU. 

воскресенье, марта 15, 2026

 Сегодня ночью (по-моему, впервые с начала войны) тревоги вообще не было, так что мы выспались, и я продолжу писать об умственном.

Продолжу о впечатлениях от фильма о Викторе Некрасове. Или о своих воспоминаниях о книгах Некрасова.

Некрасову это, конечно, припомнили, помню возмущенную статью по поводу рабочего с седеющими усами. Тем более, что на этот фильм обрушился сам Хрущев, который явно просто не понял один из ключевых моментов фильма - "встречу" героя с отцом, погибшим на войне. Но статья была опубликована в конце февраля 1963 года.  

Но еще до этого вышли путевые заметки Виктора Некрасова о поездках за границу - «По обе стороны океана. В Италии — в Америке». Напечатаны они были, естественно, в "Новом мире" в конце 1962 года. Эти заметки наделали много шума (надо, кстати, перечитать их, а то я толком ничего не помню, кроме этого шума), и в итоге на встрече Хрущева с "творческой интеллигенцией" 8 марта 1963 года Хрущев, среди прочих писателей, учинил разнос и Виктору Некрасову. 

Среди прочего, Хрущев по ходу дела процитировал поэта Н.А. Некрасова (причем совершенно не к месту, сам себе противореча и не понимая этого) и добавил:  "Это написал товарищ Некрасов, но не этот Некрасов, а тот, которого все знают. (Смех в зале. Аплодисменты)".

Прямая отсылка к этим словам есть в песне Кима, которая так и называется "8 марта 1963 года":

Весенний шум, зеленый шум идет себе, гудет,
Как сказал Некрасов - но не тот!

Судя по всему, речь Хрущева была в значительной степени импровизацией. Хотя цитата из Некрасова наверно все-таки ему спичрайтеры подобрали. Так что обличая Виктора Некрасова (в ряду с другими писателями, написавшими в ту пору заметки о заграничных поездках) и ставя ему в пример Некрасова Николая, Хрущев явно не был в курсе, что "тот, которого все знают" написал такое:

 Наконец из Кенигсберга
Я приблизился к стране,
Где не любят Гутенберга
И находят вкус в говне.

Выпил русского настою,
Услыхал "ебёна мать", -
И пошли передо мною
Рожи русские плясать!

Но это стихотворение, разумеется, не печаталось среди стихов великого патриота России и ее народа, в лучшем случае - в том томе, где письма, так что спичрайтеры вполне могли его и не знать, не говоря уже о Хрущеве.Иначе не стали бы ставить "того" Некрасова в пример советским писателем, написавшим что-то не то о поездках за границу. Того Некрасова они, конечно же, не переплюнулипо части отсутствия патриотизма. . 

А потом было еще участие Виктора Некрасова в неформальном мероприятии - митинге в Бабьм Яре в Киеве по случаю 25-летия расстрела киевских евреев. Тогда его обвинили в организации сионистского мероприятия. И еще - подписание каких-то коллективных писем. Об этом рассказывали по "голосам".
Так что когда мы услышали, что Некрасов оказался за границей, это никого не удивило. Тогда многие уезжали. Нынешняя эмиграция по части имен самых выдающихся "деятелей культуры", конечно, сильно уступает тогдашней...  

P.S. Не откажу себе в удовольствии воспроизвести упомянутую песню Кима целиком. Вспоминая ее, думаю: сколько нас осталось - тех, кто полностью понимает намеки, содержащиеся в этой песне, упомянутые в ней имена, да и весь ее смысл. Можно было бы сказать - и слава богу, что новые поколения не понимают, о чем эта песня. Если бы только она не оставалась акутальной. Пусть и с другими именами. 

8 марта 1963 года

                  Юлий Ким



Солнце светит, но не греет - это не беда;
Разлилося половодье - полая вода;
К радости для мелкого и крупного скота
Оттепель настала - но не та!
        Весенняя вода, веселая вода,
        Мутная, распутная, беспутная вода...
        Берите невода, кидайте кто куда,
        Тяните, братцы, рыбку из пруда!

Среди неба ясного грянул первый гром,
Все кипит и пенится, как будто старый Ромм,
Весенний шум, зеленый шум идет себе, гудет,
Как сказал Некрасов - но не тот!
        Весенняя вода, веселая вода,
        Мутная, распутная, беспутная вода...
        Берите невода, кидайте кто куда,
        Тяните, братцы, рыбку из пруда!

Ах, какое времечко, не времечко - мечта!
Как раскукарекались повсюду Кочета!
Ведь такого пения, какое на дворе,
Я не слышал даже в "Октябре!"
        Весенняя вода, веселая вода,
        Мутная, распутная, беспутная вода...
        Берите невода, кидайте кто куда,
        Тяните, братцы, рыбку из пруда!

Запомни же, товарищ, если ты не пень,
Первый наш весенний праздник, то есть женский день.
Против формалистов, сионистов и проныр
Пусть ведет нас "Новый-новый-новый мир"!
        Весенняя вода, веселая вода,
        Мутная, распутная, беспутная вода...
        Берите невода, кидайте кто куда,
        Тяните, братцы, рыбку из пруда!
        Благо в мутной водичке легко рыбку ловить...

1963


пятница, марта 13, 2026

Ну вот, сегодня удалось выспаться, так можно и поумничатьь в меру сил. Прошлой ночью было 5 тревог, и они были растянуты во времени, на всю ночь, а вчера - три, причем все произошли в течение часа, а потом уже не беспокоили. А засыпать, когда есть возможность, я всегда умел, да и у Ады вполне получается. Тем более, что  удостоверились в том, что в случае предупреждающего сигнала телефоны начинают верещать так истошно, что наверняка разбудят. Так что мы легли мы рано, и спокойно проспали до начала часа тревог, а в три часа, когда тревоги закончились, мы спокойно уснули и встали как обычно. Так что сегодня с головой все в порядке (разумеется, в пределах возрастной нормы, и хочу поделиться впечатлениями от просмотренного вчера документального фильма "Виктор Некрасов. Вся жизнь в окопах". Сделан фильм в 2010 году, и на копии, которую мы смотрели, стоит значок РТР. Трудно поверить, что такое могли показывать в России по телевизору. Но показыывали. ИИ сообщил мне, что фильм показывали по каналу "Культура" в 2011 году, к столетию со дня рождения Виктора Некрасова. Нам с Адой смотреть фильм было очень интересно. О Некрасове рассказывают его друзья - Войнович, Данелия, Гладилин и Павел Лунгин. А также пасынок Некрасова Виктор Кондырев. Для меня Некрасов был очень заметным человеком. Где-то в 1957 я посмотрел фильм "Солдаты", снятый по книге Некрачсова "В окопах Сталинграда". Точнее - успел посмотреть, фильм, насколько я помню, был снят с проката в Ленинграде через 3 дня... И даже мне, мальчишке, было понятно, насколько этот фильм отличается от всех остальных фильмов о войне, которых я успел к тому времени немало посмотреть... И там я впервые увидел Смокрутновского, и даже в том возрасте как-то осознал, какой это замечательный актер. И не только я. Именно после "Солдат" Товстоногов пригласил Смоктуновского на роль князя Мышкина. А потом помню, как взрослые обсуждали фильм "Город зажигает огни" - еще одну экранизацию Некрасова, снятую в 1958. Фильм был плохой, так что разговоры в основном были о том, что Некрасов потребовал убрать свою фамилию из титров (а он писал сценарий, который в процессе съемок подвергся идеологической переработке). Потом помню восторженную статью Некрасова о фильме Хуциева "Мне 20 лет" с незабываемой фразой   Я бесконечно благодарен [режиссёру] Хуциеву и [сценаристу] Шпаликову за то, что они не выволокли на экран со своими поучительными словами всякого рода старого рабочего с седеющими усами. Появись он со всеми этими ответами — картина погибла бы". Если я ничего не путаю, в ту пору на ролях таких старых рабочих специаоизировался актер Владимир Емельянов. 

четверг, марта 12, 2026

 Всем привет, у нас все хорошо. Только писать неохота, ночь была неспокойная, не поспали толком. Так что соображаю не очень, и в голову ничего не приходит. 

Шолом алейхем.  

  Ну вот, посмотрели вчера "У ангела ангина". Если бы меня спросли теперь: "Каково ваше впечатление от фильма?", я бы от...