Александра Грина я полюбил его, еще не читая. Грина в СССР после войны не издавали, заклеймив посмертно как «космополита», так что я узнал о нем из отрывков из книги Олеши «Ни дня без строчки», опубликованных в альманахе «Литературная Москва» в 1957. Олеша восторгался Грином – у него была редкая для писателя способность восторгаться чужими книгами (в том числе – современников!), при этом не помню, чтобы он о ком-то из коллег худое слово сказал. Только восторгался (употребляю это слово третий раз, потому что другого и не подобрать) теми, кого любил и ценил.
И был там кусок о Грине (его можно найти вот здесь: http://grin.lit-info.ru/grin/vospominaniya/olesha-pisatel-unik.htm).
Олеша очень справедливо назвал Грина «человек, который умеет выдумывать». И
буквально несколькими фразами пересказал
несколько гриновских сюжетов. Эти пересказы заставили восторгаться уже меня.
Потрясающие выдумки.
А через пару лет появился у меня томик избранных
произведений Грина. Там были «Алые паруса» и несколько рассказов. Потом
появились и другие книги, читал я с интересом, но все-таки был несколько разочарован.
Замечательные выдумки, испорченные корявым, вычурно-выспренным языком. Олеша
своим кратким пересказом показывал красоту выдумки, выдавая самую ее суть (а кое-где и подправляя - к
лучшему). А Грин, на мой взгляд, портил собственную
выдумку безвкусно изложенными подробностями. Но лучшие книги Грина я все равно
люблю. Немного подправив известную фразу Тарраша о шахматах («Угроза сильнее
исполнения»), сказал бы о Грине: «Замысел сильнее исполнения». Но какой
замысел! Даже скверным исполнением его не испортишь.
И еще я люблю Грина потому, что по его книге поставлен мой
любимый фильм – «Бегущая по волнам». Галич, по-моему, тоже улучшил Грина,
сохранив его замысел (и даже улучшив его) и даже отчасти стиль, но устранив
свойственную Грину безвкусицу.
И не могу не вспомнить еще один фильм, забытый, мне кажется,
незаслуженно – «Рыцарь мечты» Вадима Дербенева (1968 год). В этом фильме
биография юного Грина тесно переплетается с его книгами – будущий писатель
становится участником собственных сюжетов.
Финал фильма, на мой взгляд, просто гениальный. Появляется парусник
– с «нормальными» белыми парусами. На корабле – матросы в опереточных костюмах,
героиня (Ассоль?) с внешностью, макияжем и прической манекенщицы (вспоминается
героиня Светличной из «Бриллиантовой руки»), герой (Грей?) с пошлыми усиками и
живописно-небрежной прической эстрадного певца становится капитаном. А с берега на этот корабль смотрит автор – измученный
безусый мальчик, и алыми (да и не алыми вовсе, а слепяще-солнечными) он видит не только паруса, но и все окружающее. Потому
что он болен. И несчастен.
Для меня эти кадры
символизируют жизнь и творчество Грина.
P.S. В качестве дополнения - песня Михаила Анчарова (на стихи Смиренского) о Грине http://ancharov.lib.ru/MP3/anch01_19.mp3.
Конечно, это не о реальном Грине, а о Грине из романтической легенды, но песню люблю с юности. И вообще люблю песни Анчарова. И писатель был хороший...
Комментариев нет:
Отправить комментарий