«Красный шар»
Я недавно составил список памятных для меня фильмов.
Некоторые из этих фильмов я посмотрел в кино в давние времена или в нынешнее
время скачал из интернета, ничего о них не зная. Разве что фамилии режиссера и
основных артистов и краткое содержание. Некоторые фильмы, когда я их смотрел, уже были широко известны, так что я выбирал их
целенаправленно. Но было несколько фильмов, просмотру которых предшествовала
некая предыстория, которая иногда длилась много лет.
О таких фильмах мне захотелось написать.
Начну с фильма «Красный шар». Зайду издалека.
Когда мы жили в Архангельске, родители выписывали журнал «В
защиту мира». Маленькие такие книжечки были в мягком переплете. В интернете
почему-то об этом журнале ничего нет, кроме фотографии нескольких номеров. Издавал
этот журнал Всемирный совет мира. Это была организация, созданная после войны Советским
Союзом для ведения в мире просоветской пропаганды в виде «борьбы за мир».
Эренбург в своих воспоминаниях «Люди, годы, жизнь» приводит цитату какой-то
французской газеты, характеризующую эту организацию:
«Преступная слабость правительства. Вчера из Москвы
прилетела группа, которой поручено организовать в Париже беспорядки под
вывеской «конгресса за мир». Правительство выдало визу даже хорошо известному
Илье Эренбургу, который написал клеветнический «роман» «Падение Парижа» и
который примечателен тем, что получил от Сталина дворец великого князя в Крыму
за организацию террористической сети в странах, свободных от коммунистической
тирании. Вместе с Эренбургом «защищать мир» будут уполномоченный Тореза расторопный
Арагон, английский «ученый» Бернал, неизвестный в научных кругах, но слишком
хорошо известный полиции, некто Цвейг, выдающий себя за писателя, разумеется,
Жолио-Кюри, решивший окончательно променять профессию физика на должность
главного кремлевского агитатора, и старый клоун Пикассо, изготовивший
марксистскую голубку, которая загадила все стены нашего прекрасного, но, увы,
беззащитного Парижа».
Нельзя, конечно, согласиться со всеми оценками, но суть,
полагаю, передана правильно. Хочу только заметить, что «Цвейг, выдающий себя за
писателя», это, конечно, не Стефан Цвейг, которого давно уже не было в живых, а
обласканный властями ГДР Арнольд Цвейг. О качестве его книг судить не берусь,
не читал. Хотя издавали его в свое время в СССР активно.
Так вот, эта международная организация издавала международный
же журнал. Выходил он на 13 языках, в странах «народной демократии», в
соцлагере, включая Китай, а также во Франции, Италии, Бразилии, Индии, Канаде и
Японии (в интернете я нашел фотографию обложки одного из номеров, на обложке
перечислены страны, где издавался журнал).
Журнал был просоветский, но все-таки не советский. Статьи в
нем, как я понимаю, писали все-таки не тупые пропагандисты, а мыслящие и
свободные люди, хотя и левых взглядов. Журнал был посвящен вопросам культуры и общественной
жизни, и информация там очень сильно отличалась от «информации», которую
распространял советский агитпроп. Из этого журнала я впервые узнал о новом
музыкальном течении – рок-энд-ролле. Статья была обличительная, называлась она «Рок-энд-ролл
– бич молодежи», но мне в результате очень захотелось послушать эту музыку.
Там, в частности, рассказывалось о фильме «Школьные джунгли», в котором звучала
разлагающая музыка, под воздействием которой зрители, сидевшие на балконе
кинотеатров, начинали поливать из огнетушителей зрителей в партере. Мне эта
идея показалась очень заманчивой. Много лет спустя я узнал, что в этом фильме
звучит «Rock Around the Clock»
Билла Хейли. Сейчас эта мелодия стоит у меня в смартфоне в качестве рингтона
для звонков дочери.
Это я все к тому, что в этом журнале я прочитал как-то
статью о фильме «Красный шар». Этот короткометражный (34 минуты) фильм снял в
1956 году французский режиссер Альбер Ламорис. Фильм - история дружбы между
маленьким мальчиком и красным воздушным шаром. Дружат они очень трогательно, но
их дружбе противостоит весь мир – учителя, родители, сверстники, которые
постоянно охотятся на шар. И в конце концов убивают его из рогаток. Шар
умирает, мальчик в отчаянии. И тогда все воздушные шары Парижа вырываются из
рук своих хозяев и летят к мальчику. Он собирает их в огромную связку и улетает
на них в небо, где, можно надеяться, будет свободен и счастлив, поскольку на
земле это невозможно. Рецензия эта меня очень впечатлила, и страшно захотелось
увидеть фильм. Но удалось это только лет 10 спустя, когда «Красный шар»
показали в ДК имени Кирова на Васильевском, там открыли кинотеатр, в котором
показывали лучшие фильмы мира, не появлявшиеся в СССР в массовом прокате.
Бывает, что ждешь чего-то очень долго, а когда получишь – оказываешься разочарован:
слишком велики были ожидания. Но здесь был не так. Фильм меня просто потряс
(хоть и не люблю это пафосное слово, но другого не подобрать). С тех пор я
смотрел его много раз, и каждый раз улыбаюсь, когда смотрю сценки с
приключениями мальчика и шара, и каждый раз болит душа, когда гибнет шар.
У Ламориса есть еще фильм – «Белая грива» (1953). Та же тема,
только дружит мальчик не с воздушным шаром, а с диким конем, и действие
происходит не в Париже, а у моря. И в финале мальчик и конь, спасаясь от людей,
не улетают в небо, а уплывают в открытое море, чтобы доплыть до острова, на
котором люди и кони могут жить счастливо. Мучила, значит, режиссера эта тема.
«Красный шар», как мне кажется, сделан более изящно,
артистично. И очень интересно сегодня смотреть на Париж того времени, снятый с
открытой площадки автобуса.
Я очень люблю Париж. Мне бы хотелось там жить. Только предпочтительно
не сегодня, а во времена «Красного шара». Не верю, что парижане такие злые и
жестокие, как в этом фильме. Проблема, думаю, все-таки в мировосприятии
Ламориса, а не в парижанах. Наверно, его сильно обидели в детстве…
P.S. Оба эти фильма получили
Гран-при Каннского фестиваля за лучший короткометражный фильм в соответствующие
годы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий