Поиск по этому блогу

Постоянные читатели

четверг, июля 08, 2021

 

Сегодня утром гуляли по обычному маршруту, и я увидел на асфальте шайбочку. Пригляделся — и узнал давно заьатый предмет. Это был жетон для телефона-автомата, на иврите — асимон. Кода в 90-е мы приезжали в Израиль туристами, телефонов-автоматов было полно. Правда, потом они перешли на оплату карточками. А потом их и вовсе не стало. То есть кое-где изредка еще попадаются, видно, руки не дошли убрать. Но наверняка не работают. Так что откуда взялся на улице этот асимон — непонятно.

Телефоны-автоматы ушли в прошлое. А ведь вроде бы совсем еще недавно они были такой важной частью жизни. Сколько раз я за свою жизнь звонил из автомата? Даже примерно не представляю, но, наверно, тысячи раз. А какая была трагедия, когда срочно нужно позвонить, а автомат не работает, или трубка у него срезана. Или не окажется в кармане нужной монеты. Это ж целая трагедия иногда была. До хрущевской денежной реформы звонили за пятиалтынный, после реформы — за двушку.

Было — и ушло. Нынешние дети знают телефоны-автоматы только по фильмам из прошлой жизни. Как те, кто сегодня постарше, видели только в кино дымящие паровозы…

Телефон-автомат был важным элементом жизни, и потому очень часто фигурировал в произведениях искусства разных жанров.

Вознесенский еще в 1959 написал стихотворение "Первый лед" (Мерзнет девочка в автомате). Хорошее было стихотворение, и не вина Вознесенского, что Фельцман в 70-е годы написал на эти стихи отвратительную песню, в которой еще и переиначил слова первой строфы, лишив ее смысла, а еще через несколько лет Осин окончательно испоганил стихотворение гнусным исполнением и дополнительной переделкой слов. Но именно в его исполнении песня стала популярной, ушла в народ. Ну и, конечно, все помнят пугачевское "Что переждать не сможешь ты трех человек у автомата". А как запомнился музыкальный номер с телефонными будками в фильме "Карнавал" с Ириной Муравьевой. Это помнят все. Но не все, возможно, слышали замечательный, ужасно смешной, романс "Я позвонил вам с телефона-автомата" в исполнении Чижа, поэтому я дам ссылку. Это стоит послушать. https://www.youtube.com/watch?v=4WvraK4rdow

И в кино телефоны-автоматы играли важную роль. В фильме "Телефонная будка" (Phone Booth) 2002 герой вообще практически весь фильм проводит в телефонной будке, находясь под прицелом снайпера. А уж сколько раз герои боевиков и детективов в тех или иных обстоятельствах отвечают на телефонный звонок, который раздается из автомата, и не сосчитать. Кстати, в нашей жизни такие ситуации возникали многократно. Когда наша дочь Женя уехала в Израиль, она первое время жила там в киббуце. Ей звонить оттуда было очень дорого, так что звонили мы — как в кино, в условное время звонили в телефон-автомат, который имелся в киббуце. А Женя в назначенное время дежурила у этого автомата. И было это всего-то 27 лет назад, как невероятно изменилась связь с той поры...

У Булгакова в "Мастере и Маргарите" Берлиоз бежит к телефону-автомату, чтобы сообщить о явно сумасшедшем иностранце — и не добегает, поскольку Аннушка разлила масло. А в экранизации романа, которую поставил Вайда ("Пилат и другие" Pilatus und Andere) Иуда Искариот доносит на Иешуа по телефону-автомату, из которого, когда он вешает трубку, выпадают тридцать сребреников (кстати, монетки из автомата иногда выпадали и в реальной жизни).

Это только то, что вспомнилось сразу. Наверняка есть еще много интересных появлений телефона-автомата в стихах, песнях и фильмах. Может, кто-то припомнит?


12 комментариев:

  1. Привет, Володя.
    Звонки по телефону-автомату были сопряжены с целым набором приёмов и переживаний, непонятных сейчас.
    Ритуальные поиски двушки. Эти монетки имели особое значение и вес, их наличие могло решить судьбу. Если позвонить нужно было позарез, можно было использовать гривеник. В конце разговора от досады или от радости некоторые лихачи хлопали ладонью по аппарату, и иногда это приводило к высыпанию нескольких монет - особый бонус.
    Если разговор затягивался, нетерпеливые граждане, ждущие своей очереди, могли постучать монеткой в стекло будки. "Ну всё, тут уже стучат" - так частенько заканчивалось общение. Так говорит Бузыкин в "Осеннем марафоне" своей жене, желая прервать тягостный разговор. "Где стучат - на кафедре?" - язвительно уточняет она, ловя его на очередном вранье.
    Мелочи, мелочис..

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Особенно важную роль в жизни для меня телефон автомат играл, когда мы в 1963 переехали на Орбели. Тогда это была практически глухая окраина, откуда и выбраться было сложно, до появления там метро еще много лет оставалось. И без телефона мы оказались, а автоматов почти не было поблизости... Потом-то все вокруг застроили, и автоматы появились. Но у нас к этому времени уже был телефон...

      Удалить
  2. На телефонных звонках (в основном из телефона-автомата, как помниится) строится сюжет фильма "Каждый вечер в одиннадцать" с Михаилом Ножкиным и Маргаритой Володиной, 1969)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Привет, Матвей.
      Я помню даже не столько фильм, сколько книгу Анара "Я, ты, он и телефон", по которой фильм снят. Но совершенно забыл, что герой из автомата звонил.

      Удалить
  3. Я сегодня в Вене видела телефонную будку. Не успела проверить, если она функционирует еще.

    Ужас, как подумаю насколько не гигиенично это было. Помню, очереди стояли, а некоторые чуть не облизывали трубку. Я и свой личный самсунг протираю дизинфектом постоянно.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. В то время об этом как-то не дкмали. Что там телефонные трубки - я помню стаканы, из которых пили соки и газировку и кружки в пивных ларьках. Все это мыли чисто символически.

      Удалить
  4. Добрый вечер, Володя.

    Значение телефона-автомата могут оценить только те, теперь уже старики, которые прожили свою молодость без домашних телефонов. Нынешней молодежи такое себе невозможно представить. А я, была бы моя воля, поставила бы памятник телефону-автомату. По-моему, он "заслужил". Хотя я жила в центре, телефона у нас долго не было, так что телефон-автомат я смогла оценить по полной. Иногда сама возможность воспользоваться телефоном-автоматом давала тебе шансы решить твою судьбу. Я вот, например, уверена, что, решись я в свое время на такой звонок из телефона-автомата, моя судьба сложилась бы по-другому. Не знаю, лучше или хуже, но по-другому. Было это в ранней молодости.
    Да и когда стала постарше, телефон-автомат выручал много раз. Был той тонкой "ниточкой", которая не давала оборваться различным отношениям, помогала уладить возникавшие недоразумения. Так что очень я ему благодарна. Конечно, всему свое время. А если вспомнить ещё т.н. "меж. город"... Но это уже совсем другая история.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Дорый вечер, Ира.
      Я помню, как почвились в переговорных пунктах автоматв с жетонаии - на смену унылому объявлению: "Москва - третья кабина". Прямо революция произошла.

      Удалить
  5. Ответы
    1. Спасибо. Я очень люблю Аджани в кино, но никогда не слышал, как она поет. Понравилось очень. Зря только вздумал отыскать перевод текста песни, по-французски все звучало так красиво и загадочно, а в дословном переводе напоминает текст какой-нибудь русской попсы.

      Удалить
  6. Смутно помнила, что была какая-то серия "Ну погоди", где действие происходило в телефоне-автомате. Сейчас посмотрела в Вики. 5 серия.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А я вспомнил эпизод с телефонной будкой в самом начале ужасно смешной французской комедии "Великолепный" с Бельмондо.

      Удалить

 Решил больше не писать о наших воздушных тревогах. Всего за несколько дней это стало рутиной. Так что теперь напишу, когда воздушные тревог...