Еще об Иисусе с отступлениями
(продолжение)
Потом идет драматическое описание ареста — с мельчайшими подробностями, придающими рассказу достоверность. Тут и поцелуй Иуды, и ухо, отсеченное Петром у одного из нападавших, и приказ Иисуса прекратить бесполезное сопротивление (у Луки говорится даже, что Иисус оказал помощь раненому рабу), и одна совершенно поразительная подробность: "Тогда, оставив Его, все бежали. Один юноша, завернувшись по нагому телу в покрывало, следовал за Ним; и воины схватили его. Но он, оставив покрывало, нагой убежал от них". Ну как можно выдумать такое?
А потом идет описание допросов Иисуса, суда над ним. И вот тут — подробный, но бесстрастный текст. Апостолы ведь этого не видели, они просто пересказали сведения, полученные от какого-то информатора. Этот пересказ похож на зачитывание протокола. Больше похоже на протокол. И в противовес этому волнующий — рассказ о том, как Петр отрекся от Иисуса — как и предсказал Иисус во время "тайной вечери". Иисус, видимо, хорошо разбирался в людях, знал, кто на что способен. Поэтому трудно представить себя, что он так ошибся в Иуде…
Правда, и остальные апостолы были не лучше. "Оставив его, все бежали" — это ведь о них. Наверно, потом им, как Петру, было стыдно, в конце концов почти все они пошли на смерть за свои убеждения. Да у них была минута слабости, но нашлось и мужество, чтобы рассказать об этом.
Того, что сказал и сделал Иисус было вполне достаточно для осуждения на смерть. Но был шанс на спасение. Но не случилось. Вот что говорится об этом у Матфея:
"На праздник же Пасхи правитель имел обычай отпускать народу одного узника, которого хотели. Был тогда у них известный узник, называемый Варавва; итак, когда собрались они, сказал им Пилат: кого хотите, чтобы я отпустил вам: Варавву, или Иисуса, называемого Христом? Они сказали: Варавву".
Это, по-моему, интереснейший момент во всей этой истории. Авторы Евангелий не раз говорят о том, насколько популярен был Иисус в народе. Но народ выбрал Варраву. В Евангелиях о Варраве рассказывается глухо. У Матфея сказано "известный узник", у Марка говорится, что он участвовал в каком-то мятеже, сопровождавшимся убийством. Иоанн попросту называет Варраву разбойником. Но в этом случае непонятно, с чего это народ дружно вступился за разбойника, предпочтя его Иисусу? А дело в том, что существует версия, согласно которой Варрава был борцом за независимость, борцом с римскими оккупантами. Папа Бенедикт XVI прямо сказал: "Иисус не был Спартаком, он не был вовлечён в борьбу за политическое освобождение, как Варавва…" Понятно, что при редактировании Евангелий, которое имело место в Риме, популяризировать террориста, боровшегося с Римом, было неуместно. Поэтому все подробности о Варраве и опущены.
Но он, видимо, был борцом с оккупационным режимом. И в этом все дело. Народ предпочел политику-популисту с достаточно абстрактными призывами и посулами активного патриота-экстремиста. Тем более, что "голосовали" жители Иерусалима, которым от Иисуса не перепадала бесплатная еда и выпивка. А бесчинство в храме вряд ли способствовало росту симпатий к Иисусу. Так что выбор вполне объяснимый. Можно представить себе, как обескуражен был Пилат; наверняка, предлагая такой выбор, он уверен был, что народ "проголосует" за практически безвредного для римлян Иисуса, и что освобождение террориста для него стало неприятным сюрпризом. Интересно, что он писал потом в отчетах императору.
А ведь этот вариант был невероятно выгоден для Иисуса. Если бы народ поддержал его, он смог бы выступать против духовной власти (а поставленная перед ним задача его сводилась, видимо, именно к этому), опираясь на волю народа. Он стал бы мощной политической фигурой, сохраняя при этом нормальные отношения с римлянами, которые представляли собой главную военную силу. Но расчет, если он был, оказался неверным, и тогда в ход пошел план "Б" — казнь с последующим воскресением.
Сцена казни описана опять таки глазами очевидцев, очень эмоционально. Главный момент, это, конечно, предсмертный крик Иисуса:
"Около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?"
Здесь уже не достаточно робкая просьба с оговорками, здесь открытый упрек. Может быть, Иисус не был посвящен в подробности плана "Б", и до последнего момента верил, что тот, чьи распоряжения он выполнял, в последний момент придет к нему на помощь и спасет. А когда стало ясно, что это конец, не выдержал и возмутился предательством. Иисус разбирался в людях, но здесь все-таки ошибся.
Комментариев нет:
Отправить комментарий