Евгений Клячкин
(продолжение)
Клячкин и Бродский для меня абсолютно ленинградские авторы (во всяком случае, до их эмиграции). Клячкин в этом смысле уникален для бардовской среды. Можно вспомнить еще разве только безусловно москвича Окуджаву (я его все равно люблю, несмотря на это). Все остальные барды никак не привязаны к месту. Тем более, модные в ту пору молодые поэты. Которые смолоду получили возможность колесить по миру, так что в их стихах естественно и легко возникали Нью-Йорк, Париж, Флоренция, Куба и т. д. А Клячкин и Бродский сидели в Ленинграде почти безвылазно (не считая ссылки Бродского на Север), так что писать им было вроде как больше и не о чем.
Самое ленинградское стихотворение Бродского для меня не хрестоматийные "Стансы" (На Васильевский остров / я приду умирать). Васильевский знаю и люблю, сколько там исхожено было, но в этом стихотворении это для менякак бы лишь адрес, не более. Я его не вижу.
Самое ленинградское для меня вот это:
С красавицей
налаживая связь,
вдоль стен тюрьмы,
где отсидел три года,
лететь в такси,
разбрызгивая грязь,
с бутылкой
в сетке — вот она, свобода!
Щекочет
ноздри невский ветерок.
Судьба родных
сознания не гложет.
Ах! только
соотечественник может
постичь
очарованье этих строк!..
А вот здесь возникает четкая картинка. В тюрьме я не сидел, но много раз ехал в такси этим путем, мимо Крестов, и каждый раз вспоминал Бродского. И грязь чаще всего разбрызгивалась, всегда была осень или зима, ездил-то к родителям, а летом они жили на даче. Только во времена Бродского не стояли на обоих берегах Невы напротив Крестов страшные шемякинский сфинксы в память о бесчисленных жертвах большевистского режима.
А еще всегда страшно мне нравилась поэтическая вольность, которую допустил Бродский в "Рождественском романсе". Дело-то происходит в Москве, и Ордынка там, и Замоскворечье. И Александровский сад. Приметное место Москвы. Только вот откуда возник "ночной кораблик негасимый" у московского Александровского сада? Нет его там. Конечно же, это кораблик из нашего, ленинградского Александровского сада.
Правда, попалось мне в одной статье (наверняка москвич писал какой-нибудь), что, мол, "ночной кораблик негасимый" — это месяц в небе. Но откуда месяц-кораблик в Москве? Статья написана недавно, и автор, видимо, был под впечатлением поездки в Израиль — меня самого впечатлило, еще когда первый раз приехал, что месяц там иногда лежит горизонтально, рожками вверх. И правда, как кораблик. Только в Москве-то откуда такое возьмется? Так что это была просто очередная попытка москвичей принизить наш Ленинград-Петербург...
А самая ленинградская песня у Клячкина — конечно, "Туман". Это первая его песня, написана она на стихи Кузьминского (и здесь связь с Бродским).
Воспроизведу здесь текст, хотя лучше, конечно, послушать.
Очень
серый
в
городе
туман.
Облепляет голову
туман.
Одинок и
холоден
туман -
серый
в сером
городе
туман.
Обними
ее крепче,
туман,
загляни ей в глаза,
туман,
упади ей
на плечи,
туман,
обними,
как меня
обнимал.
Не
забыть ее плеч
туман,
не забыть ее плач -
обман...
Замерзают
в тумане -
дома,
то обманет,
то манит
туман...
Тишина.
И
белесая тьма...
Ни тебя...
Ни
меня...
Туман…
Наверно, чтобы полностью прочувствовать этот текст (и эту песню) надо родиться в Ленинграде, пережить там юношескую несчастную любовь и часами бродить по сумеречно-туманно-дождливым улицам, лелея в себе горестные воспоминания.
Но, надеюсь, и без этого понравится тем, у кого жизнь прошла по-другому.
Есть и у Клячкина поэтическая вольность, связанная с городом, только не междугородная, а чисто местная.
Текст песни Клячкина "На Театральной площади" начинается так:
На
Театральной площади немножко
театрально
Стоял я, опершись плечом
на Оперный театр.
А каменные кони
оскалились нахально,
Их каменные
ноздри выбрасывали пар.
Я слышал
эту песню на концерте.
Когда Клячкин закончил, из зала кто-то
крикнул: "На Мариинке нет коней!".
Клячкин улыбнулся и миролюбиво ответил: "Но на Александринке-то есть".
Конечно, можно было бы написать "Стоял я опершись плечом, на Пушкинский театр".
Но тогда бы невозможной стала следующая строфа:
Профессор
Римский-Корсаков, вертясь на
пьедестале,
Никак не мог подняться,
чтоб руку мне пожать.
А я стоял и
бредил то славой, то стихами,
Стихами
или славой - ну как их не смешать!
Строфа замечательная (кстати, великий композитор сидит действительно в странной, неловкой, явно не статичной, позе, с ногами что-то не так, будто и правда ерзает), а если бы дело происходило у Пушкинского, то пришлось бы придумывать что-то совсем другое, как-то привязаться к памятнику Екатерине в Катькином саду перед театром. А если стоять, прислонившись к театру, то в ночной темноте (не знаю, как сейчас, а в ту пору освещение в саду было слабое) лишь силуэт, причем обращенный к наблюдателю задом. И трудно, наверно, было бы придумать что-то адекватное.
Поэтому
поэтическая вольность с переносом коней
вполне, на мой взгляд, оправдана.
Володя, привет.
ОтветитьУдалитьИнтересные размышления о Бродском и Клячкине. Занятно, что я песню про Театральную площадь слышал и сам мурлыкал бессчётно, но никогда не задумывался, откуда там "каменные кони". Раз поэт так написал - ему виднее...)
Профессор Римский-Корсаков изображен в момент проработки партитуры, он весь захвачен музыкой, поза конечно не статичная, он репетирует. Но Евгению Клячкину привиделось, что он тянется пожать ему руку. Ему виднее!
Клячкин был по образованию технарь, поэзия и бардовская песня были его увлечением. Его родной брат Владимир Исаакович Клячкин - д.м.н., профессор, я у него слушал курс теории вероятностей.
Володя, хочу сообщить, что по твоей наводке прочитал книгу М.Шалева "Впервые в Библии". Нахожусь под сильным впечатлением, спасибо!
Привет, Матвей.
УдалитьТак в том-то и дело, что партитура. Поэтому и не встать. Начнешь подниматься - и все рассыпется.