Еще об Иисусе с отступлениями
(продолжение)
Но кто же этот человек, который отдавал Иисусу приказы (в том числе приказ пойти на смерть) и финансировал его деятельность, которого Иисус называл "Отец" [Небесный]?
Надо полагать, это был духовный наставник Иисуса, который занимался его религиозным и политическим воспитанием, готовил Иисуса в революционеры.
Если говорить о революции в политике, то не просто так Иисуса объявили прямым потомком царя Давида.
Иудейскиеие пророки предвозвещали пришествие царя из рода Давида, «помазанника», который, являясь одновременно священником и царём, исполнит всё то, что Израиль ожидает от истинного Царя мира". Не вдаваясь в подробности, можно сказать, что пророки предрекали, что царство будущего "помазанника" поначалу будет земным. В конечном-то итоге наступит Царство Божие, но это когда-нибудь потом. А для начала "царство на земле установит Царь из рода Давида. (в этом смысле у Иисуса вполне подходящая анкета, а проверить обоснованность его претензий на происхождение от Давида практически невозможно, это чистый вопрос веры). Он будет «производить суд и правду на земле. Грядущее Царство Божие исполнено человеческих черт. Его представляет "как-бы Сын человеческий" (именно так именовал себя Иисус). Оно сменит все предшествующие земные царства и заступит на их место. То есть свержение действующего царя Ирода и замена его на "потомка царя Давида" обоснована с помощью ссылок на высшие иудейские авторитеты. Так что обвинения, которые первосвященники выдвинули против Иисуса — желание сделаться царем Израиля, - никак нельзя считать необоснованным оговором, клеветой. Кстати, Иисус, который в целом на допросе во время суда все время молчал, на прямой вопрос Пилата: "Ты Царь Иудейский?" ответил "Ты говоришь", то есть косвенно подтвердил свои претензии на престол. В тот момент можно было еще надеяться, на то, что толпа потребует помиловать Иисуса, и тогда, имея поддержку населения столицы, можно было бы заявить о претензиях уже открыто. А после публичного отказа от прав на престол, такое заявление выглядело бы неубедительно. Эти планы хорошо согласуются с подчеркнуто лояльным отношением Иисуса к власти римских оккупантов, чтобы римлянам не нужно было беспокоиться по поводу негативных последствий смены власти и евреев. Поэтому нежелание Пилата осудить Иисуса выглядит вполне правдоподобным. Ему просто не было дела до этих межеврейских разборок, в которых обе стороны поддерживали оккупационную власть.
Что касается революции в религиозной сфере, то Иисус выступил как минимум против трех библейских заповедей — а это ведь святая святых иудаизма.
Четвертая заповедь гласит:
"Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих".
Однако Иисус и его ученики явно нарушили недвусмысленное "никакого дела":
"И случилось Ему в субботу проходить засеянными полями, и ученики Его дорогою начали срывать колосья. И фарисеи сказали Ему: смотри, что они делают в субботу, чего не должно делать?"
В ответ Иисус ответил в достаточно двусмысленно, чтобы поставить в тупик провинциальных активистов, которые, полагаю, не сильно отличались от нынешних, но по сути — достаточно откровенно:
"Суббота для человека, а не человек для субботы; посему Сын Человеческий есть господин и субботы".
То есть, по сути, — ваши законы для меня не существуют, делаю и буду делать все, что захочу. В том числе и отменю, если пожелаю, священное право и обязанность евреев ничего не делать в субботу. Это была бы настоящая революция. За это право и эту обязанность правоверные евреи, кстати, так же горячо и истово сражаются и сегодня, две тысячи лет спустя, и все попытки всего лишь осовободить от этой обязанности тех, кто ее признавать не хочет, встречают бешеное сопротивление.
Нарушил Иисус и пятую и шестую заповеди.
"Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе." и "Не убивай".
А вот, что говорил Иисус: "Не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку — домашние его. И, в другом месте, совсем уж открыто: "И восстанут дети на родителей, и умертвят их".
Какое уж тут "почитай" и "не убивай". Прямой, недвусмысленный призыв к убийству родителей. Причем все это говорилось в ситуации, когда Иисусу за богохульство грозила смертная казнь, и он вынужденно соблюдал все же осторожность. Что стал бы он говорить, сосредоточив в руках сразу и политическую, и религиозную власть, даже представить себе невозможно.
Этапом подготовки к перевороту в церковной власти можно считать и яростные обличения священства в корыстолюбии и нечистоплотности, которые зазвучали после прихода в Иерусалим.
"...день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих"
ОтветитьУдалитьЭта формула даёт полное представление о самосознании библейского человека. Во-первых, всё строится от мужчины-главы семьи. Для него дети, рабы, и даже домашний скот - его мир, где он устанавливает правила. Но: в этом списке нет жены. Её место особое: даже в субботу, когда дети, рабы и домашние животные отдыхают, жена должна подавать еду и убирать посуду. Прелесть какая! Меир Шалев с тонким юмором подмечает эту особенность библейского миропорядка.
Еще раз этот список "членов библейского домохозяйства" встречается в описании само-санкций, которые наложили на себя жители Ниневии по решению царя (сюжет в книге пророка Ионы). Чтобы избежать кары Господней, жители должны были три дня воздерживаться от еды и питья. И опять приводится тот же список членов библейской семьи. Даже домашние животные должны три дня поститься, что выглядит особенно курьёзно. И опять в этом списке нет жены!
Формально эта ситуация существует и поныне. Но в реальной жизни, как я понимаю, дело обстоит несколько иначе, поскольку сегодня у ортодоксов женщины работают и являются основными кормильцами семьи.
УдалитьВ замечательном израильском сериале "Штисель" эта изменившаяся реальность показана очсень забавно - в эпизоде, когда жена старшего сына главного героя покупает автомобиль. Если кто-то не смотрел этот сериал - очень рекомендую.