Еще об Иисусе с отступлениями
Я писал в прошлом году об Иисусе. Была там у меня такая фраза: "Сегодня Иисус для меня – живой человек, реальные воспоминания о котором сохранились в Евангелиях вперемежку с откровенными выдумками и преувеличениями, позднейшими конъюнктурными вставками и добросовестными неточностями".
Мне захотелось вернуться к этой теме и поговорить о последнем, совсем коротком, периоде жизни Иисуса. Это всего несколько дней — от прихода в Иерусалим до распятия. Но описание этого периода в Евангелиях удивительно реалистично, воистину заставляет верить, что читаешь описание реальных событий, настолько все реалистично написано.
Начну, правда, издалека, да еще и с отступлениями.
До прихода в Иерусалим Иисус, если использовать современную терминологию, вел себя как политик-популист, оппозиционер, но весьма осторожный ("системный оппозиционер" по нынешнему), проводящий предвыборную компанию в провинции. Проводил митинги, участвовал в публичных мероприятиях. Старался привлечь "избирателей" популистскими речами, а также бесплатной раздачей еды и спиртного. При этом делал все, чтобы не ссориться с любыми властями. Умело обходил неуклюжие усилия провинциальных представителей правящей партии, которые пытались спровоцировать его. Одни пытались подтолкнуть к высказываниям против политической власти, т. е. против римских оккупантов:
"Тогда фарисеи пошли и совещались, как бы уловить Его в словах. И посылают к Нему учеников своих с иродианами, говоря: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому‐либо, ибо не смотришь ни на какое лицо; итак, скажи нам, как Тебе кажется, позволительно ли давать по́дать кесарю, или нет?
Но Иисус, видя лукавство их, сказал: что искушаете Меня, лицемеры? Покажите Мне монету, которою платится по́дать.
Они принесли Ему динарий. И говорит им: чье это изображение и надпись?
Говорят Ему: кесаревы.
Тогда говорит им: итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу.
Услышав это, они удивились и, оставив Его, ушли".
Понятно, что публичный призыв не платить подати, римляне покарали бы строго, они, собственно, ради этих самых податей полмира завоевали, так что распятие могло бы состояться значительно раньше. Правда, нежелание Иисуса ссориться с римской властью аукнется ему в Иерусалиме…
Другие пытались подбить Иисуса на высказывания, которые можно было бы трактовать как богохульство, то есть на конфликт с властью религиозной. Такие конфликты, как видим из дальнейшего, тоже консались плохо. Но и тут Иисусу удавалось без труда посрамить провокаторов:
"В тот день приступили к Нему саддукеи, которые говорят, что нет воскресения, и спросили Его: Учитель! Моисей сказал: «если кто умрет, не имея детей, то брат его пусть возьмет за себя жену его и восстановит семя брату своему»; было у нас семь братьев; первый, женившись, умер и, не имея детей, оставил жену свою брату своему; подобно и второй, и третий, даже до седьмого; после же всех умерла и жена; итак, в воскресении, которого из семи будет она женою? ибо все имели ее.
Иисус сказал им в ответ: заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией, ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах. 31 А о воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом: «Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова»? Бог не есть Бог мертвых, но живых".
Выступал Иисус и против социального неравенства, то есть против власти богатых. Но ссориться с богатыми не хотел, а потому высмтупал аккуратно, не предлагал все отобрать и поделить тут же, на земле. Говорил лишь, что у богатых будут проблемы с попаданием в царствие небесное, куда бедные попадут без проблем. Предполагалось, что эта перспектива бедных должна утешить и вдохновить. Тем более, что дата воздаяния за земные страдания была четко обозначена — день смерти. После которой последние тут же станут первыми, а алчущие насытятся. Конечно, не было независимых подтверждений обоснованности обещания награды в царствие небесном, но верующим такие подтверждения не требуются, они просто верят тому, что говорит их вождь и учитель. Даже если вождь и учитель сегодня говорит одно
"Любите врагов ваших, творите добро ненавидящим вас, и молитесь за творящих вам напасть и гонителей, и будете сынами Отца вашего, Господа на небе, ибо солнце Своё поднимает на злых и добрых, и посылает дождь на праведных и неправедных"),
а завтра — диаметрально противоположное
"Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку — домашние его").
Верующие — как солдаты, которые при наличии двух противоречивых приказаний должны выполнять последнее по времени.
Комментариев нет:
Отправить комментарий