Еще об Иисусе с отступлениями
(продолжение)
Я рассказал историю Иисуса, какой она мне видится сегодня, после многократного перечитывания Нового Завета.
Но это чисто внешняя сторона. А как все это выглядело изнутри — мы никогда не узнаем. Тут можно только гадать — кто во что горазд.
Я — человек неверующий, поэтому мистическую версию, с божественным происхождением, непорочным зачатием, воскрешением и вознесением на небо, я отбрасываю.
Для меня вся эта история — история вполне земная, история реального человека, которая дошла до нас, хотя и обросшая всякими домыслами, преувеличениями и искажениями, но которая в основе своей - правдивая.
Был такой человек — Иисус, и совершил он деяния, описанные с большим или меньшим правдоподобием в Евангелиях.
Но человек этот не был возникшим из ничего одиночкой. Иисус подчинялся какому-то человеку и выполнял его распоряжения и инструкции. Сам он говорит об этом неоднократно, называя этого человека "отец", обычно добавляя эпитет "небесный". О том, кем был этот человек, можно строить всякие версии, но опереться на факты невозможно — нет фактов. В любом случае, об этом потом. Главное — что у Иисуса был "старший". И этот "старший" обладал большими финансовыми и организационными возможностями.
Евангельская история начинается с того, что Иисус бросает работу и начинает проповедовать. Довольно быстро он находит учеников — 13 человек, считая Иуду. И эти полтора десятка явно не старых мужиков бродят по стране, судя по всему, не испытывая нужды. Можно вспомнить, как эта компания не успела попасть в Иерусалим до закрытия городских ворот, и им пришлось ночевать, где придется, без ужина. Утром Иисус был в скверном настроении, он явно не привык к такому. Так что когда и завтрака не оказалось, поскольку смоковница, на которую он рассчитывал, оказалась бесплодной, он, в раздражении, обматерил (в тексте деликатно сказано "проклял") ее так энергично, что по словам апостолов она тут же засохла. Короче, можно считать, что жили они достаточно безбедно. При этом наверняка у них были семьи, хотя об этом ничего не говорится в текстах. И дети, понятно, были. Иисус, правда, говорил: "Кто любит сына или дочь более, нежели Меня, недостоин Меня", но все же не отзывался о детях с такой же ненавистью, как о родителях, не призывал убивать их: "И восстанут дети на родителей и умертвят их". Так что можно предположить, что апостолы, хотя и любили Иисуса больше детей (про жен я и не говорю), не бросили детей дома голодными, и худо-бедно семьи получили пособие за утрату кормильца. Но это только начало. К Иисусу и его ученикам стали присоединяться целые толпы. Галилея: "«За Ним последовало много людей", Иерихон: "И когда выходили они из Иерихона, за Ним следовало множество народа", и т. д. Можно предположить, что состав этих сопровождающих толп не был постоянным, что через какое-то время люди, поостыв, возвращались домой. Но трудно представить себе, что целые толпы бросали работу и шли поглазеть и послушать за свой счет, это же все была беднота, так что вполне логично предположить, что эти люди получали какую-то компенсацию за отпуск, который брали за свой счет.
И, наконец, так называемое "чудо пяти хлебов и двух рыб", которыми Иисус накормил огромную толпу. Понятно, что любое чудо нужно организовать. Но это было дорогое чудо, которое требовало очень хорошей организации. Толпа, по свидетельству Матфея, насчитывала около 5.000 человек, не считая женщин и детей. Допустим, женщин набралось вполовину меньше, да при каждой двое-трое детей. Получается, что общая численность толпы составляла около 12.000 человек.
В период перестроечных митингов я, произведя некоторые подсчеты, пришел к выводу, что организаторы обычно завышают численность собравшихся вдвое, а власти вдвое же занижают. Поскольку дело было на Востоке, где к преувеличениям еще более склонны, то, предположим, что здесь численность была завышена в 4 раза. Все равно получается около 3.000 человек. Теперь представьте себе, как можно накормить рыбой 3.000 единовременно (про хлеб я говорить не буду, хотя там, понятно, тоже неизбежны сложности). Заранее рыбу не запасти, холодильников-морозильников тогда не было, а рыба — товар скоропортящийся. Так что нужно было срочно наловить такое количество рыбы, доставить ее в нужное место, приготовить и раздать. Доставлять, правда, было недалеко, дело было рядом с Кинеретом (известным также как Тивериадское озеро). Возможно, там в ту пору рыбы было полно, и наловить такое количество можно было легко. (Она и сейчас есть, мой знакомый ездит туда рыбачить и утверждает, что привозит довольно много. Сам я, правда, его улов никогда не видел.).Но все равно — нужно было договориться с рыбаками, убедить их отказать по такому случаю традиционным покупателям. Так что в любом случае, можно только гадать, сколько это стоило, и сколько человек нужно было привлечь для в организации этого чуда! А одновременно ведь еще и хлеб нужно было обеспечить.
Так что денег и людских ресурсов у организации, лицом которой стал Иисус, было много.
Были еще чудеса, связанные с исцелениями и даже воскрешением. Сама по себе процедура исцеления перед аудиторией, готовой верить в чудо, дело нехитрое. Очень хорошо это описано у Леонида Соловьева в "Возмутителе спокойствия":
"И вдруг от гробницы долетел голос самого главного ишана только что закончившего проповедь:
– Слепого! Подведите ко мне слепого! Муллы, оттолкнув Ходжу Насреддина, нырнули душный полусумрак сарайчика и через минуту вывели оттуда слепого в жалком нищенском рубище. Он шел, ощупывая руками воздух и спотыкаясь о камни.
Он подошел к главному ишану, упал перед ним и коснулся губами ступеней гробницы; ишан возложил руки на его голову -и он исцелился мгновенно.
– Я вижу! Вижу! – закричал он высоким, дрожащим голосом. – О святейший Богаэддин, я вижу, я вижу! О небывалое исцеление, о великое чудо!
Толпа молящихся сгрудилась вокруг него, загудела; многие подходили к нему и спрашивали: “Скажи, какую руку я поднял -правую или левую?” – он отвечал без ошибки, и все удостоверились, что действительно он прозрел".
И финал у этого эпизода соответствующий:
"И тогда в толпу двинулся целый отряд мулл с медными подносами, взывая:
– Правоверные, вы своими глазами видели чудо; пожертвуйте на украшение мечетей!"
Однако Иисус, судя по всему, денег за эти представление не брал, чудеса устраивались не ради извлечения дохода, а для поднятия авторитета.
Но такое исцеление ведь нужно тщательно организовать, найти где-то исцеляемых, которых в этом месте никто не знает. У Соловьева-то дело происходит в Бухаре, в большом городе, там это проще. А Иисус-то бродил по маленьким провинциальным городкам, где все друг друга знают. Так что исцеляемых, видимо, завозили откуда-то. А это и расходы, и хорошая организация — нужно ведь было подобрать людей, которые потом, напившись, не станут болтать о том, что принимали участие в представлении.
Организовать воскрешение мертвого и технически сложнее, и, наверняка, стоит дороже.
Короче, с финансами у Иисуса проблем не было, и организационные вопросы решались легко; если судить по Евангелиям, ни сам он, ни его ученики этими вопросами не занимались.
Комментариев нет:
Отправить комментарий