Судьба играет человеком
(окончание)
Есть, правда, точка зрения, что, в какую бы сторону ни пошел
человек на развилке, он в принципе все равно придет примерно к одному и тому
же, поскольку обстоятельства могут меняться, а человек остается самим собой. Эту
точку зрения лучше всего, по-моему, выражает пословица «Кому суждено быть
повешенным, тот не утонет».
Подтверждение этой точки зрения можно найти и в уже
упомянутом фильме «Осторожно, двери закрываются» - в обеих своих жизнях героиня
влюбляется в одного и того же человека, хотя и приходит к этому разными путями.
А в рассказе О.Генри «Дороги судьбы» «развилка»
возникает совершенно в прямом смысле, но, какую дорогу ни выбрал бы герой, в
конце этой дороги его ждет трагическая смерть, обусловленная свойствами его
натуры. Однако мне как-то не хочется в это верить, поскольку тогда получается,
что человек не выбирает направление, а плывет по течению. Может оно и так, но
приятнее думать, что ты являешься хозяином своей судьбы, а не рабом своей
натуры.
Тем более, что один раз в соответствии с фразой Короленко
судьба поставила меня перед выбором, и я сделал выбор этот, когда бросил
инженерство и стал переводчиком. И это кардинально изменило мою жизнь во всех
отношениях, причем явно к лучшему. так что никак нельзя сказать, что в любом
случае я пришел бы к одному и тому же.
Хотя, опять-таки, как посмотреть. Ведь в Израиле я бы
оказался, думаю, в любом случае. Но это все-таки уже из области предположений.
P.S. Сегодня
хочу рекомендовать фильм «На последнем дыхании» - в двух версиях. Не сказал бы,
что этот фильм поднимает настроение, скорее наоборот. Просто два эти фильма,
по-моему, напрямую связаны с темой основного моего текста.
«На последнем дыхании» поставил в 1960 году тридцатилетний
Жан-Люк Годар, в главной роли – 27-летний Жан-Поль Бельмондо. Мне повезло
посмотреть этот фильм еще в 60-е, и впечатление было огромным. Только вот в
Википедии написано, что это фильм о молодом бунтаре. Я с этим не согласен. На
мой взгляд, герой Бельмондо не бунтует, а, наоборот, плывет по течению из-за
полной своей бесхарактерности, инфантильности и неспособности задуматься,
бессмысленно живет и бессмысленно гибнет. В значительной степени именно в связи
с этим персонажем Бельмондо стали в 60-е употреблять термин «антигерой» И точно
так же ведет себя героиня – Джин Сиберг. Непонятно зачем сходится с героем,
непонятно зачем остается с ним и непонятно зачем предает в финале.
А в 83 году американский режиссер Джим Макбрайд снял ремейк
фильма Годара с Ричардом Гиром в главной роли.
И вот в этом фильме герой – действительно бунтарь, который
совершенно сознательно (хотя и неразумно) крушит все вокруг себя, не обращая
внимания ни на какие нормы и правила. Это его стиль жизни, он живет в ритме
рок-н-ролла, свободный и бесшабашный. И героиня не в состоянии противостоять его
бешеному напору, и предает его, просто чтобы спастись, она понимает, что путь с
ним – это путь к гибели, но не может сойти с этого пути. А герой идет на смерть
не бессмысленно, а осознанно, не желая покориться непреодолимым обстоятельствам
и сдаться. Кстати, смерти героя Гира в кадре вообще-то нет, так что можно
надеяться, что он все же успеет схватить пистолет и всех перестрелять (примерно
такой же финал в фильме . Потому что очень уж герой обаятелен. Правда, надежда
слабая. Но ведь примерно такой же финал в фильме «Бутч Кэссиди и Сандэнс Кидд»
(кстати, тоже очень рекомендую, замечательный фильм с Полом Ньюменом и Робертом
Редфордом), а есть версия, что они спаслись из этой вроде бы совершенно безнадежной ситуации, причем не в кино, а в реальности
(этот-то фильм о вполне реальных людях).
Комментариев нет:
Отправить комментарий