Поиск по этому блогу

Постоянные читатели

среда, ноября 11, 2020

 Две песни о дуэли Пушкина

До вчерашнего дня я слышал только одну песню о дуэли Пушкина – песню Ивана Дыховичного на стихи Марка Тарловского  https://www.youtube.com/watch?v=dbUit4vVOQc  Запись, на которую здесь дана ссылка, сделана на праздновании десятилетия любимовской Таганки, 23 апреля 1974 года. Если набрать в интернете «десятилетие Таганки», то выскочит множество ссылок. Наверно, чуть не все было заснято. Я сейчас посмотрел кое-что – и защемило. Все еще живы, да еще и молодые…

У меня вскоре после этого юбилея появилась пленка с записью части вечера. И, среди прочего, там была эта песня. К Пушкину я с детства относился весьма трепетно, и песня мне очень понравилась и запомнилась.

А вчера по радио услышал еще одну песню на эту тему. Приемничек стоит на кухне, а я сидел у себя в комнате, так что мне плохо было слышно. То, что услышал, вызвало у меня некоторое недоумение, и я решил отыскать эту песню. Это было несложно. Оказалось, что это песня неведомого мне доселе кабаре-бэнда «Серебряная свадьба». Я быстро обнаружил вот эту страницу в интернете: https://pesni.guru/text/%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B1%D1%80%D1%8F%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D1%81%D0%B2%D0%B0%D0%B4%D1%8C%D0%B1%D0%B0-ps-%D1%87%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D1%80%D0%B5%D1%87%D0%BA%D0%B0

Для начала я прочитал текст – и возмутился. Кощунство какое-то. Но что-то зацепило, я перечитал текст – и засомневался. Может, все-таки, не кощунство? А когда посмотрел первую из видеозаписей исполнения на этой странице, то и вовсе проникся. Вторая видеозапись на странице только добавила. В итоге я просто влюбился в эту песню, и мне стало стыдно за свое изначальное стариковское брюзжание. Вспомнил старух, которые возмущались на «Горе от ума» Юрским-Чацким  - «как он фрак носит, как это он на пол садится». А теперь и сам вроде как стал таким. Хорошо хоть критика сохранилась пока.

Конечно, есть Пушкин, автор Медного всадника», «Памятника» и «Клеветникам России». Но есть ведь и Пушкин, автор «Графа Нулина», эпиграмм и хулиганской «Гавриилиады».

И писали о Пушкине по-разному. Есть Пушкин Бориса Мейлаха и Бориса Томашевского. И есть Пушкин Абрама Терца и Даниила Хармса. Потому что Пушкин – это правда наше все, потому что он разный, и видеть его можно по-разному. При действительно всенародной любви к Пушкину, он в то же время персонаж множества анекдотов. Я набрал сейчас в Google «анекдоты про Пушкина» - и у меня выскочило 2.650.000 ссылок. Это намного больше, чем ссылок на анекдоты про Чапаева, Штирлица и Ленина вместе взятых. Среди этих анекдотов, кроме широко известных дурацких, есть, кстати, и очень смешные и остроумные.  

И песня «Серебряной свадьбы» - именно народная. И музыканты подчеркивают это «семейным» исполнением в первой записи и приглашением толпы зрителей на сцену во второй.  Когда перечитывал текст, выскочил в голове «раешник». Очень популярный в прошлом народный поэтический стиль. Раешником изъяснялись персонажи кукольного театра с Петрушкой. Раешник представляет собой «реклама» бродячего тряпичника: "Тряпье, рванину, худую перину, сваляную подушку, путаную Аксюшку, всякие лохмотья, пьяную Авдотью собираем, покупаем, хозяина ослобоняем"). И раешником написана «Сказка о попе и работнике его Балде» Пушкина.   

 Послушал еще несколько песен «Серебряной свадьбы».

Теперь я фанат этой группы.

 

P.S.Сегодня рекомендую фильм «Плезантвиль» режиссера Гэри Росса. Очень его люблю, смотрел несколько раз. Фильм снят в 1998 году, действие начинается примерно тогда же. Герои фильма, брат и сестра, старшеклассники, попадают чудесным образом в сериал 50-х годов и становятся его участниками, сознавая при этом, кто они такие. Сериал, понятно, черно-белый и примитивный, кругозор героев ограничен рамками нехитрого сценария бесконечной мыльной оперы, за пределами отведенных им сценарием ограниченных функций и своего маленького городка, в котором происходит действие сериала, они не знают о мире ничего. И постепенно, под влиянием «живых» людей попавших в эту придуманную искусственную среду, все меняется. Ходячие говорящие куклы превращаются в живых людей, а экран постепенно заполняют краски.

Можно, конечно, по-разному относиться к современному миру и оценивать произошедшие в нем с 50-х годов изменения. Но в фильме эта трансформация радует.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

 Решил больше не писать о наших воздушных тревогах. Всего за несколько дней это стало рутиной. Так что теперь напишу, когда воздушные тревог...