Две песни о дуэли Пушкина
До вчерашнего дня я слышал только одну песню о дуэли Пушкина
– песню Ивана Дыховичного на стихи Марка Тарловского https://www.youtube.com/watch?v=dbUit4vVOQc Запись, на которую здесь дана ссылка, сделана
на праздновании десятилетия любимовской Таганки, 23 апреля 1974 года. Если
набрать в интернете «десятилетие Таганки», то выскочит множество ссылок. Наверно,
чуть не все было заснято. Я сейчас посмотрел кое-что – и защемило. Все еще
живы, да еще и молодые…
У меня вскоре после этого юбилея появилась пленка с записью
части вечера. И, среди прочего, там была эта песня. К Пушкину я с детства
относился весьма трепетно, и песня мне очень понравилась и запомнилась.
А вчера по радио услышал еще одну песню на эту тему. Приемничек
стоит на кухне, а я сидел у себя в комнате, так что мне плохо было слышно. То,
что услышал, вызвало у меня некоторое недоумение, и я решил отыскать эту песню.
Это было несложно. Оказалось, что это песня неведомого мне доселе кабаре-бэнда
«Серебряная свадьба». Я быстро обнаружил вот эту страницу в интернете: https://pesni.guru/text/%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B1%D1%80%D1%8F%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D1%81%D0%B2%D0%B0%D0%B4%D1%8C%D0%B1%D0%B0-ps-%D1%87%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D1%80%D0%B5%D1%87%D0%BA%D0%B0
Для начала я прочитал текст – и возмутился. Кощунство
какое-то. Но что-то зацепило, я перечитал текст – и засомневался. Может,
все-таки, не кощунство? А когда посмотрел первую из видеозаписей исполнения на
этой странице, то и вовсе проникся. Вторая видеозапись на странице только
добавила. В итоге я просто влюбился в эту песню, и мне стало стыдно за свое
изначальное стариковское брюзжание. Вспомнил старух, которые возмущались на «Горе
от ума» Юрским-Чацким - «как он фрак
носит, как это он на пол садится». А теперь и сам вроде как стал таким. Хорошо
хоть критика сохранилась пока.
Конечно, есть Пушкин, автор Медного всадника», «Памятника» и
«Клеветникам России». Но есть ведь и Пушкин, автор «Графа Нулина», эпиграмм и
хулиганской «Гавриилиады».
И писали о Пушкине по-разному. Есть Пушкин Бориса Мейлаха и
Бориса Томашевского. И есть Пушкин Абрама Терца и Даниила Хармса. Потому что
Пушкин – это правда наше все, потому что он разный, и видеть его можно по-разному.
При действительно всенародной любви к Пушкину, он в то же время персонаж
множества анекдотов. Я набрал сейчас в Google «анекдоты про Пушкина» - и у меня
выскочило 2.650.000 ссылок. Это намного больше, чем ссылок на анекдоты про
Чапаева, Штирлица и Ленина вместе взятых. Среди этих анекдотов, кроме широко
известных дурацких, есть, кстати, и очень смешные и остроумные.
И песня «Серебряной свадьбы» - именно народная. И музыканты
подчеркивают это «семейным» исполнением в первой записи и приглашением толпы
зрителей на сцену во второй. Когда
перечитывал текст, выскочил в голове «раешник». Очень популярный в прошлом
народный поэтический стиль. Раешником изъяснялись персонажи кукольного театра с
Петрушкой. Раешник представляет собой «реклама» бродячего тряпичника: "Тряпье,
рванину, худую перину, сваляную подушку, путаную Аксюшку, всякие лохмотья,
пьяную Авдотью собираем, покупаем, хозяина ослобоняем"). И раешником
написана «Сказка о попе и работнике его Балде» Пушкина.
Теперь я фанат этой группы.
P.S.Сегодня рекомендую фильм «Плезантвиль»
режиссера Гэри Росса. Очень его люблю, смотрел несколько раз. Фильм снят в 1998
году, действие начинается примерно тогда же. Герои фильма, брат и сестра,
старшеклассники, попадают чудесным образом в сериал 50-х годов и становятся его
участниками, сознавая при этом, кто они такие. Сериал, понятно, черно-белый и
примитивный, кругозор героев ограничен рамками нехитрого сценария бесконечной
мыльной оперы, за пределами отведенных им сценарием ограниченных функций и
своего маленького городка, в котором происходит действие сериала, они не знают
о мире ничего. И постепенно, под влиянием «живых» людей попавших в эту
придуманную искусственную среду, все меняется. Ходячие говорящие куклы
превращаются в живых людей, а экран постепенно заполняют краски.
Можно, конечно, по-разному относиться к современному миру и
оценивать произошедшие в нем с 50-х годов изменения. Но в фильме эта
трансформация радует.
Комментариев нет:
Отправить комментарий