(продолжение)
Осенью 58 года разносили Пастернака, а летом, 22 июля, умер
Зощенко. Мы с бабушкой проводили лето в
Латвии, в городке Цесис, в соседнем доме отдыхала какая-то старая ленинградская оперная
певица, о смерти Зощенко она сказала мне. Может, в газетах сообщили, а может, она "голоса" слушала. Видно, смерть Зощенко ее очень взволновала, так
что она поделилась со мной, мальчишкой. Я запомнил, как она с горечью сказала «Затравили
человека». Я тогда не понял, о чем она. Я знал, что был такой писатель –
Зощенко - с детства. Книг его в доме не было, но отец почему-то очень любил
рассказывать по памяти рассказы «Баня» и "Дрова" и называл мне фамилию автора. Но про
постановление ЦК 46 года я, конечно, не знал. И биографию Зощенко не знал. Книги его тогда
не издавались, сборник избранного вышел уже после его смерти.
Задним числом понимаешь - антипастернаковская кампания
показала, что среди вечной советской
зимы «оттепель» не может длиться долго. Но в 13 лет я о таких вещах не
задумывался. Тем более, что в то время ситуация все-таки была неопределенной.
Линия партии была извилистой. В ноябре 1961 г. в «Новом мире» напечатали «Один
день Ивана Денисовича» - это была бомба, после всплеска на 20 съезде о
сталинизме и сталинских репрессиях практически не говорили – а тут такое. Казалось,
что произошел какой-то перелом. Весной 62 вышла "Треугольная груша". Но уже 5 декабря 1962 года Хрущев
устроил безобразный скандал на выставке авангардистов в Манеже, и сразу началась
всесоюзная кампания по борьбе с «формализмом и абстракционизмом». А 7-8 марта
1963 г. состоялись встречи Хрущева с «творческой интеллигенцией». На этих
встречах произошел разгром всего талантливого, что появилось в советском
искусстве после 20 съезда. Эти молодые люди и называли себя «дети 20 съезда».
Оказалось – не дети, а пасынки. Я не буду описывать скандал в Манеже и встречи
в Кремле. Об этом подробно написали
участники этих встреч. Лучше всех, наверно, сделал это в «художественной форме»
Василий Аксенов в романе «Таинственная страсть». Могу только сказать, что у
нас, 18-летних, умерла тогда последняя надежда на то, что доведется пожить в
нормальной стране. Хотя какие-то колебания по инерции еще происходили – в декабре
1963 редакция «Нового мира» выдвинула Солженицына на Ленинскую премию за «Один
день». Я часто думал потом, годы спустя, как сложилась бы судьба Солженицына,
если бы у власти тогда хватило бы ума дать ему премию и
постараться приручить… Может, конечно, Солженицын стал падок на лдесть только к старости, атогда остался бы непреклонным. А может, и не было бы «Архипелага». Кто знает. Но это была бы другая
власть. Премию Солженицыну не дали, и началась первая серьезная кампания его
травли. А вскоре, в 1965, состоялся суд над Синявским и Даниэлем. Это был
финиш. Людей не просто травили в прессе за художественное творчество – их посадили.
После этого иллюзий относительно советской власти у нас не осталось. Как у
многих «шестидесятников», еще сохранялась вера в «ленинские принципы», которые
нарушил Сталин, и к которым не вернулись коммунисты в послесталинскую эпоху. Но
и этого хватило ненадолго. Скоро для нас исчезла разница между Лениным и
Сталиным. Окончательно осознали мы это после выхода «Архипелага ГУЛАГ» в 1973.
Никто из нас не смог прочитать тогда «Архипелаг», но его передавали по «голосам»,
и мы крутили ручку настройки радиоприемников, стараясь выделить голос диктора
из шума «глушилок» - глушили «Архипелаг» ожесточенно. Но того, что все-таки
удалось услышать, было достаточно, чтобы понять – большевистский режим был
преступным с первых дней своего существования.
Комментариев нет:
Отправить комментарий