Стал вспоминать, какими были мои первые сильные впечатления от произведений искусства в детстве. С живописью особо вспоминать не потребовалось. Конечно, «Мост Ватерлоо» Моне в Эрмитаже, я уже писал об этом. В литературе – наверно, «Овод», я его лет в 9 прочитал, потом много раз перечитывал – и никогда не мог спокойно читать сцену расстрела.
А вот в связи с кино пришлось поломать голову. Смутно помню,
что почему-то меня очень взволновал фильм про открытие групп крови, он вроде бы
назывался «Тайна крови», помню, что смотрел я его в Кисловодске, только не
помню, в какую из поездок. То есть, в любом
случае, мне было не больше 9 лет. Фильм практически не
помню, но смутная память о впечатлении сохранилась. А фильм этот и в Википедии
не нашел, вряд ли он был высокохудожественный. Видимо, тема меня тогда
взволновала.
А осознанное сильное художественное впечатление – это пырьевская
экранизация «Идиота». Вышел этот фильм в 1958 году, стало быть, я его смотрел в
13 лет. Достоевского я тогда еще не читал, так что сравнивать с книгой не
пришлось. Очень запомнились мне Яковлев и Борисова – их фамилии я запомнил
сразу. И еще очень мне понравился актер, сыгравший Ганю Иволгина. Только много
лет спустя я узнал, что это был Никита Подгорный. Особенно в памяти отложилась
сцена с Рогожиным в вагоне и сцена в доме Иволгиных – с приходом Настасьи
Филипповны. Наверно, мое тогдашнее впечатление можно назвать потрясением.
А потом был «Идиот» в БДТ – со Смоктуновским, Лебедевым и
Дорониной… И я понял, что все было совсем не так, как у Пырьева.
Пырьевского «Идиота» я посмотрел второй раз много лет
спустя – сравнительно недавно, в интернете. Фильм показался мне фальшивым, игра
актеров – ужасной. Но то, первое впечатление все равно сохранилось.
И на сегодняшний день единственная экранизация Достоевского в целом и «Идиота» в частности, которая мне нравится, – это «Даун Хаус» Романа Качанова (2001) с Федором Бондарчуком в роли Мышкина и Иваном Охлобыстиным в роли Рогожина. Не поверил бы, что "Идиота" можно снять смешно. Оказывается - можно. Хулиганский, конечно, фильм, но меня это нисколько не возмутило. Правда, я был тогда почти на 20 лет моложе, кто знает, как бы я воспринял "Даун Хаус", если бы впервые увидел его сейчас...
Интересно было бы узнать, что и как запомнилось с детства моим
читателям.
P.S. Сегодня – фильм «Герой» (Hero) режиссера Стивена Фрирза (1992). На мой взгляд, лучшая роль Дастина Хоффмана. Хотя американские киноакадемики со мной не согласны, «Оскара» он за эту роль не получил, даже номинирован не был. Сравнил бы его в этой роли с Чаплиным , потому что герой напоминает чаплинского Чарли, а фильм в целом сделан «по мотивам» «Огней большого города». Ситуация совсем другая, но схема та же – воришка и мошенник, благородно спасающий девушку, которая, хоть и не слепая, лицо его не разглядела. Только конец в «Герое» не такой печальный, как у Чаплина, а смешной.






Привет, Володя.
ОтветитьУдалитьИнтересно - во многих случаях твои впечатления и оценки полностью совпадают с моими, как говорят "до степени смешения". Но в данном сюжете расхождения очень серьёзные.
"Идиот" с Яковлевым и Борисовой я тогда воспринимал через призму мнения родителей, которым фильм очень не понравился ("слишком много фальшивой экзальтации", "артисты будто рвут зубами сырое мясо" - так они говорили). У нас в семье эталоном всегда считался Смоктуновский, более сдержанный и несомненно более глубокий образ.
Про фильм 2001 года с Бондарчукои и Охлобыстиным я вообще впервые от тебя сейчас услышал - как это могло получиться? Начисто пропустил. Странно.
Самым сильным "Идиотом" считаю Евгения Миронова в сериале 2003 года. Вот это мой фильм!
А если говорить о моём личном первом серьёзном фильме, то это "Двенадцать разгневанных мужчин". И конечно, обожал итальянский неореализм, ещё до-феллиниевский...
Привет, Матвей.
УдалитьМне вообще очень нравятся фильмы Романа Качанова - практически все. "Даун Хаус" - больше всех.
А "12 разгневанных мужчин" - это конечно, но это было позднее, в 1962. Я, наверно, напишу про этот фильм отдельно, он для меня очень памятен, и смотрел я его множество раз.
Из неореализма мне очень запомнились, пожалуй, только "Полицейские и воры".
А "Идиот" Бортко, наверно, единственная экранизация, соответствующая Достоевскому. Беда в том, что я не люблю Достоевского. Далеко не все даже и прочитал, а то, что прочитал, мне не нравится. Не горжусь, разумеется, этим, но и скрывать не хочу. Я и Льва Толстого не люблю...