В товстоноговских спектаклях БДТ было много песен. Это не были музыкальные номера, которые вставляют в спектакль, чтобы зритель не скучал. Эти песни становились неотъемлемой частью спектакля.
В «Пяти вечерах» Шарко пела «Миленький ты мой, возьми меня с
собой». Эта песня стала популярной много лет спустя, когда ее стала исполнять
Жанна Бичевская. Голос у Бичевской, конечно, намного сильнее, чем у Шарко, но у
Шарко получилось, на мой взгляд, гораздо драматичнее. Тем более, что песня очень соответствовала
происходящему на сцене.
В «Четвертом» в сценах военных воспоминаний актеры пели
«К тебе в постель попав юнцом,
Пять лет с тобой я сплю с тобой, война…».
До сих пор слышу эту песню. Она действовала на зрителей и «переворачивала»
героя. Пьеса в целом была слабая, пропагандистская, антиамериканская, но главный
герой, который – компромисс за компромиссом – стал трусом и приспособленцем, Симонову
удался. Наверно, эта тема была ему близка.
В спектакле «Я, бабушка, Илико и Илларион» Юрский
замечательно пел «Ах любовь, ты злая сила», а дуэтом с Копеляном - песню «Если
приятель к тебе зашел, цоликаури поставь на стол» - на голоса! Когда вскорости
в магазинах появилось в продаже «Цоликаури», я покупая белое вино, всегда
покупал только его. Не скажу, чтобы оно было лучше прочих грузинских вин,
просто из-за песни.
В «Божественной комедии», которую Шток написал по мотивам
рисунков Эффеля, скучающие в раю от безделья Шарко-Ева и Юрский-Адам пели:
«- Ева, Ева, - Что, Адам?
Как живешь? -Ты знаешь сам…»
Кроме того, Юрский уныло бродил по сцене с саксофоном и
играл один и тот же кусочек мелодии из известной, наверно всей стране песни «Я
иду по Уругваю» (позднее мы узнали, что весь остальной мир знает эту песню под
названием I Love Paris,
написал ее Кол Портер, а пели, среди прочих, Фрэнк Синатра и Элла Фицджеральд).
Конечно, симпатичные песни на грузинский лад пели в «Хануме».
Совершенно не помню, пела ли Доронина в «Старшей сестре» и в
«104 страницы про любовь» в БДТ. Более поздний фильм Натансона «Еще раз про
любовь» с песенкой о бумажном кораблике вытеснил спектакль из памяти. Но твердо
помню, что после фильма я был убежден, что Михаил Волков в БДТ был лучше
Александра Лазарева, а Олег Басилашвили – лучше Александра Ширвиндта.
Это все была присказка, а сказка, ради которой я сел это
писать, - впереди.
P.S. Сегодня рекомендую «Последний
шанс Харви» (2008 г., режиссер Джоэл Хопкинс). Прекрасный актерский дуэт –
Дастин Хоффман и Эмма Томсон. Оптимистичный фильм, авторы хотят сказать, что не
надо отчаиваться, все может наладиться и жизнь может измениться к лучшему, даже
если ты уже не слишком молод. Действие происходит в Лондоне, мы с женой очень
полюбили этот город, и когда смотрим фильмы, действие которых происходит там,
получаем дополнительное удовольствие, узнавая запомнившиеся места.
Комментариев нет:
Отправить комментарий