Почему-то вспомнил сегодня Фазиля Искандера. Давно, кстати, не перечитывал, нужно бы вернуться.
Искандер – один из самых любимых русских писателей. И,
наверно, вообще единственный писатель, чьи книги реально помогли мне в жизни. Не
«повлияли», не «изменили меня», а просто помогли. В чисто житейском смысле.
Осенью 90-го года я попал под машину. Повредил ногу, травма
была не опасная, но в больнице пролежал довольно долго, и боли были очень
сильные. Никогда ничего так не болело. Зубная боль, наверно, пострашнее, но там
не бывает так долго – идешь к врачу, и все заканчивается так или иначе
достаточно быстро, А здесь – день за днем; обезболивающих в больнице не давали,
я принимал практически каждый час «личную» таблетку анальгина, на какие-то
минуты помогало, но потом начиналось опять. И днем, и ночью. Ночью в палате выключали свет, и надеяться
можно было только на анальгин. А днем мне даже больше анальгина помогал
Искандер. Я купил незадолго до этого здоровенный том Искандера – «Сандро из
Чегема», размером и цветом напоминающий кирпич.
И не поверите, сам бы не поверил, если бы рассказали, но читая Искандера
я как-то забывал про боль, и снова чувствовал ее, только если что-то отвлекало
от чтения.
У Островского в «Как закалялась сталь» Павка Корчагин говорит,
что ему помогал переносить боль роман «Овод». Не знаю, правда это, или Островский
просто выдумал. До этого случая с Искандером я был уверен, что это выдумка. А
после этого – не знаю. На меня бы «Овод» так не подействовал, хотя в детстве,
помню, очень был впечатлен. Но, наверное, универсального патентованного
литературного лекарства от боли не существует. Все индивидуально.
Так что готов поверить, что Островскому/Корчагину помогал
Овод. А мне – дядя Сандро.
Спасибо Искандеру и земля ему пухом. Замечательный был
писатель.
А том Искандера я привез с собой в Израиль. Вес багажа был
ограничен, так что мы взяли из дома только самое нужное, точнее, самое любимое.
Привет, Володя.
ОтветитьУдалитьУ меня такой книгой-спасением была повесть "Старик и море".
А вообще воздействие печатного слова на состояние человека бывает поразительным.
У меня был друг-армянин. Однажды я взял книжку какого-то их классика, которую он таскал с собой, и повертел в руках, совершенно бесцельно. Он ревниво следил за мной. Когда я отложил книжку, сказал: "На тебя не действует? А я когда руку над страницей держу, мне кажется, что буквы горячие". Вот так - горячие!
Володя, а ты собирался продолжить свои рассуждения о богах. Но так и не обрался, или я пропустил?
Привет, Матвей.
Удалить"Горячие буквы" - это хорошо. Я только раз наблюдал такое прямое и сильное воздействие искусства. Мы с маминым двоюродным братом смотрели по телевизору козинцевского "Гамлета" Он (брат, а не Гамлет) был рабочий, причем сильно пьющий. Но при этом читающий. Не знаю, читал он Шекспира или просто фильм раньше видел, но содержание он знал очень хорошо - и очень сильно переживал. А когда началась финальная сцена - поединок Гамлета с Лаэртом, он просто вскочил и убежал на кухню, вернулся только когда фильм закончился. Не мог смотреть на смерть Гамлета...
А рассуждения о богах я очень хочу продолжить, пытаюсь, но не складывается пока что. Надеюсь, что все-таки сложится, очень мне хочется написать об этом...