Мысли по поводу Фауста Гете
Но запретов не было. Да и бессмысленно было запрещать – я лет
с пяти оставался дома один, пока родители на работе были, так что захотел бы –
все равно бы прочитал.
Не помню, советовала ли мне мама повременить с «Фаустом»
Гете, но я его прочитал лет в 12. Наверно, рано было. «Фауст» мне показался
скучным. Правда, когда пробовал перечитать в более зрелом возрасте, ничего не
изменилось. Может, уже было предубеждение.
Но одно место в «Фаусте» меня впечатлило и в 12 лет.
В начале пьесы происходит длинный диалог между Господом и Мефистофелем, и есть там такое место:
Господь: Ты знаешь
Фауста?
Мефистофель: Он доктор?
Господь: Он мой раб.
Я тогда не мог сформулировать свое впечатление, но чисто эмоционально
оценить презрительное высокомерие Господа все же смог.
Сегодня попробую сформулировать.
У Господа отношение к людям как у типичного рабовладельца
(что и неудивительно, если вспомнить, когда появился Ветхий Завет). Для него у
человека нет личности, он – «говорящее орудие» своего господина. Над ним можно
ставить любые опыты, мучить и смотреть, как он реагирует, можно просто убить –
одного, или тысячи, или всех, за исключением одной семьи – в городе, как в
Содоме, или вообще на Земле, как при великом потопе. Всех поголовно все-таки
нельзя, надо кого-то оставить на развод, без аудитории богу явно надоело, пока
он в виде духа носился в темноте над водами. При этом человек-то был создан по
образу и подобию божьему, так что, презирая человека, испытывая к нему к
отвращение, убивая его, бог презирает и
убивает как бы самого себя. Явная клиника, которая объясняет и
непоследовательность, и бессмысленную жестокость.
Неудивительно, что жить в атмосфере постоянного страха и
ненависти не всем нравилось, так что появились христиане, которые придумали
бога-сына, который их любит. Что характерно, бог и сына убил, примерно как царь
Петр царевича Алексея, – за несоблюдение отцовских заветов. Хотя легко мог бы эффектно
спасти в последний момент, как Исаака, вспомнив притчу о блудном сыне. Сын-то продемонстрировал
полную покорность, почтительно молил о пощаде, при этом соглашался безропотно на любой вариант. То есть
полностью разоружился перед господом. Но не пожалел бог сына, слишком, видно,
зол был. Убил. Потом, правда, видимо, все-таки одумался, воскресил. Но с Земли
убрал, чтобы не мутил народ. Однако, видимо, не учел, что людям хочется, чтобы
их любили, и память о сыне сохранится.
Несколько примирил меня с богом Бернард Шоу. В его пьесе «Дом,
где разбиваются сердца» очень симпатичный мне капитан Шатовер говорит «Я не могу долго переносить ни мужчин,
ни женщин». А ему в пьесе 87 лет. Можно представить себе как осточертели
мужчины и женщины богу, который на тысячи лет старше. Правда, Шатовер убивать
никого не собирается и в конце пьесы вообще женится на 18-летней девушке, но
кто знает, до какой степени усилилась бы его мизантропия за пять тысяч лет,
проживи он столько. Так что бога тоже можно понять. И свихнуться, наблюдая за
происходящем на Земле, совсем несложно.
Я с тобой не соглашусь в том, что у тебя Бог получается во всем виноватым. Людей мучает, сына убил...Имхо, люди сами и себя и друг друга мучают, и Христа убили, и войны ведут. Я рассматриваю Бога как архетип, ибо религиозные мои мировозрения таковы, что я не верю ни в одну монотеистическую религию. Богов, на мой взгляд, должно быть много, как в Греции или Риме. Один Бог - это попытка упрощения, свойственная человечеству и достигшая в наше время апогея (хотя еще не вечер). Бог как архетип - режиссер, драмтург, иногда актер. То есть совершенно театральный персонаж. Ему скучно как Фаусту и он развлекается. Я вообще думаю что Фауст - это альтер эго Бога. Он же доктор, всех лечит как тот самый Бог-сын (в переносном смысле - учит всех как им жить и в прямом излечивает от всяких болезней). И вот ему, Богу, скучно, и он придумывает всякие истории, ситуации, но он такой современный режиссер, он создает ситуацию,а дальше дает актерам импровизировать, иногда сам участвует под видом какого-нибудь персонажа, что-то вроде Дома, который построил Свифт. Он населят мир персонажами и наблюдает как они взаимодействуют.
ОтветитьУдалитьНу, конечно, виноваты сами люди, поскольку не люди созданы по образу и подобию божьему, а наоборот. Литратурный персонаж нельзя винить за поступки его автора. А в целом я с тобой вполне согласен, особенно после того, как посмотрел в словаре, что такое архетип.
УдалитьТвой комментарий запустил мой фонтан мыслей, и заткнуть мне его не удалось. Так что подожду, пока он иссякнет естественным путем (много времени не потребуется), и изложу словами то, что останется после перегонки содержимого.
Хотя с тем, что Фауст - альтер эго бога, я все-таки не согласен (правда, пьесу я помню очень приблизительно). Если, конечно, не считать бога несамостоятельным лузером.
УдалитьПонятие лузерства очень субъективно. А то, что бог несамостоятелен доказывается существованием дьявола и людей, без которых существование бога было бы бессмысленным. Так же как существование Фауста бессмысленно без Мефистофеля.
УдалитьКогда будешь перечитывать, обрати внимание на то, что начинается Фауст с посвящения - автор заявляет о своих намерениях, что он будет писать пьесу. Далее идет сцена в которой Директор дает задание поэту написать пьесу, поэт - раб, он должен делать то, что ему велел Директор, а потом идет разговор бога и Мефистофеля - бог посылает Мефистофеля к Фаусту для того, чтоб тот возбуждал Фауста к действию, и таким образом создавалась пьеса. То есть параллель бог - директор, Мефистофель - раб (поэт?)который должен выполнять указания. Но благодаря посвящению, мы знаем, что руководит этим всем автор, который пишет пьесу и создает всех героев, в том числе и бога.
Да, перечитаю пьесу, а то у меня самое яркое воспоминание осталось от первой сцены, когда Мефистофель и бог заключают пари на Фауста.Тогда у меня не возникло никаких ассоциаций, а сейчас вспомнил пастора Шлага, на которого спорят уголовники в тюрьме. Отсюда и масль о лузерстве и несамостоятельности. А посвящения не помню начисто. Надо перечитать. Вдруг понравится.
УдалитьДа, пьеса неплохая, хотя и не "Девушка и смерть", конечно :) Кстати, про это все очень хорошо у Блейка в стихотворении про барашка. Там поэт и бог становятся единым - маленьким ребенком. Ну и отсюда перекличка с Маленьким принцем, где барашка создает писатель - художник.
ОтветитьУдалитьТут много перекличек можно услышать. Скажем в "У Мэри был барашек" барашка (агнца) можно рассматривать как бога-сына, а Мэри - как деву Марию...
УдалитьКстати, в безбожном СССР lamb очевидно неправильно переводили как "овечка" или "баран" (у Маршака) - явно чтобы затушевать религиозный подтекст стихотворения.
УдалитьВ уикипедии есть статья про это стихотворение. Они утверждают, что оно о невинной дружбе девочки и барашка.
УдалитьНо мы-то знаем...
УдалитьДа, учительницы из Ньюпорта известны своими необузданными эротическими фантaзиями...
Удалить