Поиск по этому блогу

Постоянные читатели

среда, октября 14, 2020

 «Человек идет за солнцем» Калика – замечательный фильм. Но его нельзя назвать оригинальным. Он сделан в рамках тогдашнего кинотренда (как теперь принято выражаться) – режиссеры пытались показать мир глазами ребенка.

Этот тренд возник в мировом кино в 50-е годы, и советское кино подхватило этот тренд. Фильмы о детях делали всегда. Но обычно в таких фильмах взрослые смотрели на ребенка  сверху вниз и умилялись – и персонажи фильма, и зрители. Такие фильмы выходили с довоенных времен – можно вспомнить серию американских фильмов с Джуди Гарланд или «Подкидыш» в СССР.  Выходили и после войны, появляются и сейчас. Дети в таких фильмах симпатичные, смешные и трогательные, порой бывают несносными, но в меру. В детстве смотрел австрийский фильм «Кнопка и Антон». Банальная сентиментальная история о дружбе мальчика лет десяти из бедной семьи и девочки помладше из семьи богатой. Фильм запомнился мне благодаря замечательной фразе. Героиня, Кнопка, хоть и мала, но начитана, так что когда решает помочь другу материально, идет в литературной традиции, сбежав из дома, торговать спичками на улице. И когда какой-то сердобольный прохожий говорит, что ей давно надо спать в своей кроватке, Кнопка отвечает: «Сон - роскошь для бедных».     

Но в конце 50-х появились другие фильмы, в них герои не умиляли окружающих, а разбирались в том, как устроен мир взрослых, старались понять его, удивлялись, недоумевали, порой испытывали боль, сталкиваясь с жестокостью и несправедливостью. Идея показать мир глазами ребенка реализовывалась даже буквально – читал, что был фильм, полностью снятый камерой, установленной именно на уровне глаз маленького героя. Первым в этом ряду был, наверно, «Красный шар» (1956) Ламориса, а потом пошла череда – в СССР – «Сережа» Данелии и Таланкина по повести Пановой (1960), «Братья Комаровы» Анатолия Вехотко по рассказам Нагибина (1961). Помню испанский фильм  «Мой дядя Хасинто» (1958), итальянский «Машинист» (1956), американский "Храбрец" (1956), в котором мексиканский мальчик пытается спасти своего быка от гибели на арене… Очень впечатлил меня фильм Франсуа Трюффо «400 ударов» (1959). И в ряду этих фильмов и «Человек идет за солнцем (1961), если не лучший, то самый мой любимый (нет, все-таки второй – после «Красного шара»).

Советская критика эти фильмы принимала без восторга, кисло. Мне запомнилась разносная статья о фильме «Сережа». Там шестилетний герой задумывается о смерти, и это возмутило критика. Я запомнил эту фразу – мама, которая любила Панову и через несколько лет написала книгу об экранизациях ее прозы, прочитала ее вслух. «Советские дети не думают о смерти. Они думают о книжках, игрушках и вкусной манной каше». Цитирую по памяти, но, думаю, практически точно. Кстати, я примерно в возрасте героя фильма как раз думал о смерти – помню такой эпизод…

Не нравились такие фильмы критикам правильно. Детям незачем было приучаться думать. Они должны были слушаться взрослых и хорошо себя вести. А что мысли до добра не доводят,  было ясно из самого фильма. Там Сережа (вполне резонно) спрашивает у одного из персонажей: «Дядя Петя, вы дурак?» Именно спрашивает, наверно, ребенку нелегко понять, что взрослые могут быть дураками, и он, чтобы разобраться, по привычке задает взрослому вопрос и ждет ответа.

А таких мыслей у ребенка быть не должно. Воспринимать авторитет старших в детстве и начальства впоследствии следует безоговорочно. А непризнание авторитета взрослых (и начальства) чревато и может далеко завести.

Об этом написал свою песню «Спрашивайте, мальчики» Александр Галич  (только не стоит путать эту песню с ее вполне советской оптимистичной «лайт»-версией, написанной, видимо, по заказу для фильма «Не самый удачный день» («Спрашивайте, мальчики, спрашивайте»).

Для «настоящей», трагической песни был написан вот этот текст:

 

Спрашивает мальчик: почему?

Спрашивает мальчик: почему?

Двести раз и триста: почему?

Тучка набегает на чело.

А папаша режет ветчину,

А папаша режет ветчину,

Он сопит и режет ветчину

И не отвечает ничего.

 

Снова замаячили быль, боль,

Снова рвутся мальчики в пыль, в бой!

Вы их не пугайте, не отваживайте,

Спрашивайте, мальчики, спрашивайте,

Спрашивайте, мальчики, спрашивайте,

Спрашивайте, спрашивайте!

 

Спрашивайте: как и почему?

Спрашивайте: как и почему?

Как, и отчего, и почему —

Спрашивайте, мальчики, отцов!

Сколько бы ни резать ветчину,

Сколько бы ни резать ветчину,

Сколько бы ни резать ветчину, —

Надо ж отвечать, в конце концов!

 

Но в зрачке-хрусталике — вдруг муть,

А старые сандалики — ух, жмут!

Ну и не жалейте их, снашивайте!

Спрашивайте, мальчики, спрашивайте!

Спрашивайте, мальчики, спрашивайте,

Спрашивайте, спрашивайте!

 

А начинается с вопроса «Дядя Петя, вы дурак?»

 

Примерно так же был встречен фильм «Человек идет за Солнцем».

Вот начало из раздела «Оценки фильма» из статьи об этом фильме в Википедии:

 Фильм, созданный на киностудии «Молдова-фильм», партийным руководством Молдавской ССР был воспринят резко отрицательно. Сюжет картины, лишённый драматической интриги и не отягощённый классовой идеологией, не нашёл понимания у первого секретаря ЦК Коммунистической партии Молдавии И. И. Бодюла, который высказался о фильме следующим образом: «Человек идёт за солнцем, а что он видит? Он видит сущую ерунду, а не наши советские достижения».

Собственно, свое нежелание видеть советские достижения Калик и подтвердил, уехав в Израиль…

 

P.S. Моя догадка о таинственном богаче, который сорит деньгами на улицах Кирьят-Яма, подтвердилась. Сегодня утром на том же месте снова обнаружил монету – но уже 50 агорот, полшекеля. Надеюсь, что продолжение последует, и что дело дойдет и до купюр. Завтра обязательно пойдем тем же маршрутом…

Комментариев нет:

Отправить комментарий

 Решил больше не писать о наших воздушных тревогах. Всего за несколько дней это стало рутиной. Так что теперь напишу, когда воздушные тревог...