«Человек идет за солнцем» Калика – замечательный фильм. Но его нельзя назвать оригинальным. Он сделан в рамках тогдашнего кинотренда (как теперь принято выражаться) – режиссеры пытались показать мир глазами ребенка.
Этот тренд возник в мировом кино в 50-е годы, и советское
кино подхватило этот тренд. Фильмы о детях делали всегда. Но обычно в
таких фильмах взрослые смотрели на ребенка сверху вниз и умилялись – и персонажи фильма,
и зрители. Такие фильмы выходили с довоенных времен – можно вспомнить серию американских
фильмов с Джуди Гарланд или «Подкидыш» в СССР. Выходили и после войны, появляются и сейчас. Дети
в таких фильмах симпатичные, смешные и трогательные, порой бывают несносными,
но в меру. В детстве смотрел австрийский фильм «Кнопка и Антон». Банальная
сентиментальная история о дружбе мальчика лет десяти из бедной семьи и девочки помладше
из семьи богатой. Фильм запомнился мне благодаря замечательной фразе. Героиня,
Кнопка, хоть и мала, но начитана, так что когда решает помочь другу
материально, идет в литературной традиции, сбежав из дома, торговать спичками
на улице. И когда какой-то сердобольный прохожий говорит, что ей давно надо
спать в своей кроватке, Кнопка отвечает: «Сон - роскошь для бедных».
Но в конце 50-х появились другие фильмы, в них герои не
умиляли окружающих, а разбирались в том, как устроен мир взрослых, старались
понять его, удивлялись, недоумевали, порой испытывали боль, сталкиваясь с
жестокостью и несправедливостью. Идея показать мир глазами ребенка
реализовывалась даже буквально – читал, что был фильм, полностью снятый
камерой, установленной именно на уровне глаз маленького героя. Первым в этом ряду был, наверно,
«Красный шар» (1956) Ламориса, а потом пошла череда – в СССР – «Сережа» Данелии
и Таланкина по повести Пановой (1960), «Братья Комаровы» Анатолия Вехотко по
рассказам Нагибина (1961). Помню испанский фильм «Мой дядя Хасинто» (1958), итальянский «Машинист»
(1956), американский "Храбрец" (1956), в котором мексиканский мальчик пытается
спасти своего быка от гибели на арене… Очень впечатлил меня фильм Франсуа Трюффо
«400 ударов» (1959). И в ряду этих фильмов и «Человек идет за солнцем (1961),
если не лучший, то самый мой любимый (нет, все-таки второй – после «Красного
шара»).
Советская критика эти фильмы принимала без восторга, кисло.
Мне запомнилась разносная статья о фильме «Сережа». Там шестилетний герой
задумывается о смерти, и это возмутило критика. Я запомнил эту фразу – мама,
которая любила Панову и через несколько лет написала книгу об экранизациях ее
прозы, прочитала ее вслух. «Советские дети не думают о смерти. Они думают о
книжках, игрушках и вкусной манной каше». Цитирую по памяти, но, думаю,
практически точно. Кстати, я примерно в возрасте героя фильма как раз думал о
смерти – помню такой эпизод…
Не нравились такие фильмы критикам правильно. Детям незачем
было приучаться думать. Они должны были слушаться взрослых и хорошо себя вести.
А что мысли до добра не доводят, было
ясно из самого фильма. Там Сережа (вполне резонно) спрашивает у одного из
персонажей: «Дядя Петя, вы дурак?» Именно спрашивает, наверно, ребенку нелегко
понять, что взрослые могут быть дураками, и он, чтобы разобраться, по привычке
задает взрослому вопрос и ждет ответа.
А таких мыслей у ребенка быть не должно. Воспринимать
авторитет старших в детстве и начальства впоследствии следует безоговорочно. А
непризнание авторитета взрослых (и начальства) чревато и может далеко завести.
Об этом написал свою песню «Спрашивайте, мальчики» Александр
Галич (только не стоит путать эту песню
с ее вполне советской оптимистичной «лайт»-версией, написанной, видимо, по
заказу для фильма «Не самый удачный день» («Спрашивайте, мальчики, спрашивайте»).
Для «настоящей», трагической песни был написан вот этот
текст:
Спрашивает мальчик: почему?
Спрашивает мальчик: почему?
Двести раз и триста: почему?
Тучка набегает на чело.
А папаша режет ветчину,
А папаша режет ветчину,
Он сопит и режет ветчину
И не отвечает ничего.
Снова замаячили быль, боль,
Снова рвутся мальчики в пыль, в бой!
Вы их не пугайте, не отваживайте,
Спрашивайте, мальчики, спрашивайте,
Спрашивайте, мальчики, спрашивайте,
Спрашивайте, спрашивайте!
Спрашивайте: как и почему?
Спрашивайте: как и почему?
Как, и отчего, и почему —
Спрашивайте, мальчики, отцов!
Сколько бы ни резать ветчину,
Сколько бы ни резать ветчину,
Сколько бы ни резать ветчину, —
Надо ж отвечать, в конце концов!
Но в зрачке-хрусталике — вдруг муть,
А старые сандалики — ух, жмут!
Ну и не жалейте их, снашивайте!
Спрашивайте, мальчики, спрашивайте!
Спрашивайте, мальчики, спрашивайте,
Спрашивайте, спрашивайте!
А начинается с вопроса «Дядя Петя, вы дурак?»
Примерно так же был встречен фильм «Человек идет за Солнцем».
Вот начало из раздела «Оценки фильма» из статьи об этом
фильме в Википедии:
Собственно, свое нежелание видеть советские достижения Калик
и подтвердил, уехав в Израиль…
P.S. Моя догадка о таинственном
богаче, который сорит деньгами на улицах Кирьят-Яма, подтвердилась. Сегодня
утром на том же месте снова обнаружил монету – но уже 50 агорот, полшекеля.
Надеюсь, что продолжение последует, и что дело дойдет и до купюр. Завтра
обязательно пойдем тем же маршрутом…
Комментариев нет:
Отправить комментарий