Поиск по этому блогу

Постоянные читатели

среда, сентября 30, 2020

 Вчера вспомнил Анатолия Гладилина, и захотелось написать о нем подробнее.

По-моему, это уникальный писатель. Поэтов, ставших знаменитыми в 20 лет, немало (достаточно вспомнить «наше все»), но прозаиков, написавших в 20 лет повесть, которая, как сказано в Википедии, «имела большой резонанс», до Гладилина я  не знаю.

Гладилин написал свою «Хронику времен Виктора Подгурского» в 20 лет, она была напечатана в «Юности» в 1956 году, когда автору уже стукнул 21 год. А в 1958 «Хроника» вышла отдельным изданием. Я прочитал эту тоненькую книжечку в 1961, в 16 лет, и был сильно впечатлен.  Это была первая современная книга о любви моих сверстников (действие повести начинается, когда герой заканчивает школу, а я тогда собирался в 10 класс).  И вся книга – о любви, хотя с героем, конечно, происходят важные события – он не поступает в институт, начинает работать… Но это – фон. А главное – любовь, естественно, несчастная, от которой герой страдает, от которой старается избавиться. Недавно перечитал «Хронику» - конечно, несовершенная книга, да еще наверняка пришлось цензурные требования выполнять… Но отдельные куски написаны очень сильно. Наверно, Гладилин пережил что-то подобное сам, трудно поверить, что 20-летний юноша просто выдумал такой сюжет и сумел вложить в него такую боль. Но так или иначе, а герой, который постоянно (даже играя в шахматы в турнире) думает о своей любимой, мне показался очень убедительным. А финал просто потряс и удивил. Герой, наконец, избавился от наваждения, у него все хорошо на работе, он встретил другую девушку, с которой у него тоже все хорошо. Короче, хэппи энд. И когда в финале герой встречает свою прежнюю любовь, она ему безразлична, и он, не в состоянии удержаться от мести,  демонстрирует ей это (мне это не понравилось).  И уходит.

Вот как это написано:

 

«Резко поворачивается и уходит.

...Снег скрипит под ногами. Он видит, как перед ним вырастает его тень. Постепенно тень светлеет, теряется. Виктор проходит фонарь. Тень появляется снова, черная и короткая. Она растет, потом блекнет, теряется...

А если оглянуться? Только один раз? Незаметно повернуть голову, поглядеть назад?

Виктор не оглядывается...

Очень скоро он пожалеет об этом».

Последняя фраза была для меня как удар. Неожиданный; грядущее сожаление показалось мне в мои 16 неоправданным. Ушел – так ушел. И нечего сопли распускать.

Я не понял тогда, что в свои 20 лет Гладилин сумел посмотреть на своего 18-летнего героя «со стороны», в этом возрасте два года очень много значат.

Через пару лет я понял, как реалистично, как правдиво написана эта сцена.

К этому времени мы уже выучили на занятиях Валерия Мысовского стихотворение английского поэта Альфреда Хаусмана (перевод Слуцкого мне не очень нравится, но остальные, на мой взгляд, еще хуже)

 

A.E. Housman

When I Was One-and-Twenty

 

When I was one-and-twenty

       I heard a wise man say,

“Give crowns and pounds and guineas

       But not your heart away;

Give pearls away and rubies

       But keep your fancy free.”

But I was one-and-twenty,

       No use to talk to me.


 When I was one-and-twenty

       I heard him say again,

“The heart out of the bosom

       Was never given in vain;

’Tis paid with sighs a plenty

       And sold for endless rue.”

And I am two-and-twenty,

       And oh, ’tis true, ’tis true.

 

Двадцать один мне было.

Я слушал совет мудреца:

«Отдайте гинеи и фунты,

Но не отдавайте сердца.

Отдайте рубины и перлы,

А души нельзя отдавать».

Но двадцать один мне было.

Нет смысла со мной толковать.

 

Двадцать один мне было,

Когда я внимал ему,

Что безнаказанно сердце

Нельзя раздавать никому,

Что буду вздыхать я немало

О том, что с сердцем свершил.

Мне двадцать два миновало.

«Увы, он прав!» — я решил.

 

Прошло время - пришло и сожаление, и осознание того, что был неправ.

Только вот повесть об этом написать не сумел. Хотя и пытался.

10 комментариев:

  1. "...По-моему, это уникальный писатель. Поэтов, ставших знаменитыми в 20 лет, немало (достаточно вспомнить «наше все»), но прозаиков, написавших в 20 лет повесть, которая, как сказано в Википедии, «имела большой резонанс», до Гладилина я не знаю.
    Гладилин написал свою «Хронику времен Виктора Подгурского» в 20 лет..."
    А "Тихий Дон" М.Шолохова, написанный им, правда, не в 20 лет, а в 23 года? Так ведь и "Тихий Дон" не "тоненькая книжечка", а четырехтомный роман- эпопея. Но это при условии, что автором "Тихого Дона" является именно М.Шолохов.

    ОтветитьУдалить
  2. Именно что при условии. Если посмотреть на все остальное, что написал Шолохов, мне трудно представить себе, что он мог написать действительно великий роман, причем о событиях, которых он не видел.

    ОтветитьУдалить


  3. Мери Шелли в 18 лет "Франкенштейн"

    Достоевский в 24 "Бедные люди"

    ОтветитьУдалить
  4. 24 и 20 - существенная разница даже в 20 веке, тем более, если сравнивать 19 век и 20. Тогда люди гораздо раньше взрослели. Лермонтов вон вообще в 26 погиб. А что касается Мэри Шелли, то, грешен, не читал, и биографию ее не знаю. Так что не принимал ее в расчет. Но, кстати, сейчас посмотрел в Вики - получается, что начала она "Франкенштейна все-таки в 19 лет, и у нее к этому времени уже сын был, так что она тоже явно рано повзрослела.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, я тоже хотела добавить, что раньше взрослели люди

      Удалить
    2. Но и тоже не повести, а целые романы, в моих примерах.)

      Удалить
    3. Тоже не 20, а 23(?)-- Скотт Фитцджеральд с романом " По ту сторону Рая"

      Франсуаза Саган в 19 лет написала свой роман, который сразу стал очень популярным

      Удалить
    4. "Sagan's first novel, Bonjour Tristesse (Hello Sadness), was published in 1954, when she was 18 years old. It was an immediate international success. The novel concerns the life of a pleasure-driven 17-year-old named Cécile and her relationship with her boyfriend and her adulterous, playboy father." Wiki

      Удалить
    5. Ну, здесь мне крыть совершенно нечем.
      Дело в том, что Саган я ни одной книжки не осилил, хотя пытался, А Фитцжеральда просто не люблю, хотя кое-что читал. Соответственно, и биографии их не знаю.
      Так что с Гладилиным я погорячился, признаю. Предлагаю компромиссный вариант - Гладилин уникален для советской литературы. Поскольку в авторство Шолохова, как уже написал, не верю.

      Удалить
    6. Очень мало знаю про советскую литературу, детской в основном. Вспомнила "Повесть о рыжей девочке", тоже про первую любовь, но Будогоской было уже под 30, когда напечатали.

      Кстати, недавно упоминаемый вами Цвейг начал печататься в 19.

      Удалить

 Решил больше не писать о наших воздушных тревогах. Всего за несколько дней это стало рутиной. Так что теперь напишу, когда воздушные тревог...