Джаз
Осеннее настроение
И снова осень развесила над городом
Неотжатые грязные тряпки облаков.
И воздух по утрам уже пахнет холодом.
…На паперти мыслей вымаливаю копейки слов.
Бреду, как юродивый, нацепивши вериги на душу,
Тащусь на Голгофу иллюзий, дабы принять свой крест…
А тихий шепот надежды, услужливо непослушный,
Звучит – как аккорды Монка сквозь угрюмый эфирный треск.
Это стихотворение я написал осенью 1966 года. Не знаю, сможет ли
гипотетический читатель понять по этим строчкам это мое тогдашнее настроение,
но тут уж ничего не поделаешь. Написал, как сумел. Но вот заключительная
строчка, мне кажется, нуждается в пояснениях.
Наверно, не все знают, кто такой Монк, и при чем тут эфирный треск.
Так вот, Телониус Монк – мой любимый джазовый пианист, которого я
слушаю всю жизнь – с ранней юности.
Я полюбил джаз со школьных лет. Хотя любить джаз в СССР было непросто.
Джаз не был под полным запретом. И до войны, и после войны существовали большие
оркестры (например, Леонида Утесова, Олега Лундстрема, Эдди Рознера, джаз-оркестр
Армении). Эти оркестры ездили по стране с гастролями, выступали в больших
залах. Существовали и небольшие группы, игравшие где придется, проводились джазовые фестивали (правда, без всякого
афишировния), в Ленинграде и Москве были открыты джаз-клубы. Но при этом джаз
не передавали по радио, а на телевидении – лишь изредка в «киноконцерты» вставляли
джазовые эпизоды из иностранных фильмов. Обычно это были куски с Chattanooga
Choo Choo Глена Миллера из «Серенады Солнечной долины» и музыкальные номера из фильмов
«Джордж из Динки-джаза» (помните «В бой идут одни старики»?) и «В джазе только
девушки»). И все. Джазовые пластинки почти не выпускались. Так что слушать джаз
можно было практически только по «голосам» - в первую очередь, по «Голосу
Америки», реже – по ВВС. Музыкальные передачи не глушили, но качество приема на
коротких волнах было неважное, музыка практически всегда сопровождалась
потрескиваниями и посвистываниями разной интенсивности. Но хоть так.
Отсюда и возникла эта самая строчка.
Джазовые передачи по «Голосу Америки» в «нормальное время» шли,
по-моему, раз в неделю. Но каждую ночь после полуночи (по-моему, после
программы Special English)
начинался «Час джаза». Звучал удивительный голос Уиллиса Коновера (“This is A Voice of America Jazz Hour”( и шло музыкальное вступление – первые такты из Take the A Train Дюка
Эллингтона. С тех пор не могу спокойно слушать эту вещь. Это было потрясающе. В
передачах Коновера можно было услышать все лучшее в джазе (я прочитал, что его
личная коллекция насчитывала 60.000 дисков). И мы (мои институтские друзья тоже
любили джаз) полуночничали, слушая эти передачи с восторгом. И далеко не только
мы. В очерке о джаз-фестивале в Таллине, опубликованном в «Юности» в 1967 году
Аксенов пишет: «известный
комментатор Уиллис Коновер,
голос которого уже в течение
двенадцати лет заставляет вздрагивать джазменов всего мира».
В СССР изредка приезжали американские джазисты. В 1987 году мне
посчастливилось побывать на концерте великого пианиста Дейва Брубека в
спорткомплексе «Юбилейный» в Ленинграде. И я услышал «вживую» самую мою, наверно,
любимую джазовую композицию Take Five.
А когда я был в 1974 год в командировке в Москве, мне удалось раздобыть билет
на концерт другого великого пианиста - Оскара Питерсона. Но концерт не
состоялся. Питерсон уехал из Москвы, отменив выступление, после того, как ему
отказались предоставить гостиничный номер с роялем.
А пластинки все-таки изредка выпускались. В 1966 году вышла пластинка с
записями участников московского джаз-фестиваля 66 года – «Джаз-66».
Замечательные там были вещи, но особенно понравился нам «Вальс для Наташи» в
исполнении квартета «КМ» Сермакашева. Мы
каким-то образом узнали, что КМ – это кафе Молодежное, и что квартет выступает в этом
кафе. И в августе 66, когда мы с Юрой Филатовым возвращались на попутках из
Крыма в Ленинград через Москву, мы задержались там, чтобы пойти вечером в это
кафе. Пришли – а в кафе оказался «закрытый вечер», и с улицы не пускали. Пришлось
ехать домой, не солоно хлебавши. Так я
Сермкашева живьем и не услышал. Да и с пластинкой у меня сложилось очень
неудачно, напишу когда-нибудь об этом. Но теперь я разыскал ее в интернете,
скачал, и слушаю иногда «Вальс для
Наташи» и «Бесполезный разговор» Германа Лукьянова, от которого у меня до сих
пор мурашки по коже идут.
А слушать джаз «вживую» получается и в Израиле, даже в нашем маленьком
городке. Мы узнали здесь замечательно пианиста (больше всего люблю в джазе
рояль) Леонида Пташку – понятно, выходца из СССР. И когда он добирается до нас, мы обязательно ходим на его концерты, тем более, что он всегда привозит
интересных и неожиданных музыкальных друзей. А добирается он почти каждый год. Израиль – маленькая страна.
Thank you for this post!
ОтветитьУдалитьYou are welcome.
УдалитьЯ послушаю вечером, что найду из вышеупомянутых композиций.
ОтветитьУдалитьА мне Norah Jones нравится.
https://youtu.be/Xx_NQMLMbYE
И я послушаю. Для меня это новое имя. Я свременную музыку не знаю. Хотя вообще-то предпочитаю все-таки не вокал, а в основном квартеты инструментальные. Или соло на рояле.
УдалитьПослушал Нору Джонс. Хорошая певица, но после прослушивания нескольких песен она показалась мне несколько однообразной и недостаточно темперментной для джазовой певицы. Это, разумеется, лишь мое субъективное мнение. Чтобы вам были понятны мои предпочтения, можете послушать Ирину Розенфельд. Конечно, она не знаменитость, как Джонс, но у нее и огромный темперамент, и разнообразие жанров, и сильный голос. Кстати, я ее впервые услышал как раз на концерте Леонида Пташки.
УдалитьВладимир, Спасибо! Класс! Наслаждаюсь)))
ОтветитьУдалитьPs. Насчет однообразия соглашусь. Но так как я сама темпераментная, мне полезно было ее слушать, особенно в тот период (2003). Успокаивало
Рад, что вам понравилось.
УдалитьMore like Amy Winehouse
ОтветитьУдалитьУ Вайнхаус, конечно, темперамента хватает, но я послушал - поет здорово, но песни депрессивные. Сегодня это особенно ни к чему. А от Розенфельд настроение улучшается. На концерте она просто чума.
ОтветитьУдалитьДа вы, Владимир "full of surprises"!
УдалитьПрочтя этот пост о Ваших о музыкальных предпочтениях, с огорчением констатировала - я опять не в теме! Ничего не знаю о джазе, никогда не интересовалась этим жанром, джаз умудрился пройти мимо меня, не задев даже косвенно, даже боком. И ни одной знакомой фамилии в Вашем тексте! "Очень обидно",- подумала я, - комментировать просто нечего! В очередной раз нечего! Еще раз перечитала текст и вдруг зацепилась взглядом за имя, которое показалось мне смутно знакомым... Дейв Брубек! Брубек, Брубек, Брубек - ну где же я слышала это имя? И к чести своей минут через пять вспомнила! Это Крош! Ну конечно же, мой любимый Крош Рыбакова! Только не первая книжка, а вторая - "Каникулы Кроша"- книжка, зачитанная в детстве до дыр и одна из самых любимых! Именно в ней и упоминался великий джазовый пианист Дейв Брубек. Лучше самого Рыбакова не напишешь, поэтому своими словами пересказывать не буду - просто приведу здесь искомый кусочек из повести.
ОтветитьУдалить"Пресли - певец номер один, - сказал Игорь.
- Если бы Поль Анка не попал в автомобильную катастрофу, то твой Пресли был бы ничем, - возразил Костя.
Но Игорь настаивал на своем: Пресли - певец номер один, Брубек - пианист номер один, Армстронг - труба номер один.
Костя сказал, что пианист номер один не Брубек, а некий слепой негр-импровизатор, он каждый раз импровизирует заново, не может записывать свои импровизации потому, что слепой.
И Костя запустил ленту с этим самым слепым негром. Это была настоящая музыка, не какие-то там буги-вуги. Он играл "Караван" Дюка Эллингтона, и я с первых же звуков понял, что перед нами действительно великий пианист… Пустыня, покачиваясь, вышагивают верблюды, рядом погонщики в белых тюрбанах… Сразу после первых тактов пошли потрясающие импровизации; тема каравана проступала в них едва-едва - надо было обладать тончайшим слухом, чтобы ее уловить. Я, конечно, не уловил, и Игорь не уловил, а Костя уловил и стал напевать ее. И тогда мы тоже ее услышали сквозь бурные, многозвучные импровизации. Я удивился музыкальным способностям Кости. Впрочем, ничего в этом удивительного нет: его младшая сестра уже сочиняет музыку - музыкально одаренная семья. Но это много прибавляло к интеллектуальному облику Кости. И ведь никогда не хвастался своими музыкальными способностями, даже не обнаруживал их. А когда дошло до дела, то обнаружил.
Игорь признал, что слепой негр играет здорово, но ему лично Брубек нравится больше. И если угодно знать, то первый пианист-модернист - это наш Толя Морковкин, только ему негде развернуться. Но основа джаза - труба, и первая труба мира - Луи Армстронг. Что там ни говори, старик Армстронг - первая труба мира. А может быть, он и первый джазовый певец мира. "Великий простреленный тенор" - так с восторгом отозвался о нем Игорь.
Когда я слушаю джаз, мне кажется, что я все могу. Мне нравится музыка ритмичная, ударная, бравурная. Слова меня не интересуют. Да и какие нужны слова в джазовой песенке? "Я люблю тебя, ты любишь меня, мы танцуем с тобой вдвоем" - вот и все слова. И цыганская музыка нравится. Одни "Очи черные" чего стоят! Луи Армстронг и тот их поет. А ведь цыганская музыка - наша. Все модерняги дуют наши мелодии. Я уже не говорю о русских эмигрантах… Странно только, что они поют с иностранным акцентом. Забыли родной язык? Или это поют их потомки?"
От себя добавлю еще немного... Я знаю эту мелодию - Караван Дюка Эллингтона. Я сейчас пишу и про себя напеваю ее лейтмотив, и, действительно, мысленно представляю себе вереницу верблюдов, плавно покачивающихся на ходу, и смуглых, белозубо улыбающихся погонщиков в белых тюрбанах! Отчетливо представляю - такая это мелодия! Не знаю, смогла бы я уловить ее сквозь импровизации, наверное, нет... Хотя музыкальный слух у меня есть, но он, увы, не абсолютный. Но это сейчас уже не важно... Мне просто приятно все это вспомнить - и мелодию Каравана, и мечтательного, честного, бескорыстного паренька Сережу Крашенинникова (Кроша) - юного романтика шестидесятых, и саму книжку о нем, книжку замечательного автора - Анатолия Рыбакова, которого очень люблю.
ОтветитьУдалитьЯ в детстве мечтала быть похожей на Сережу Крашенинникова. Наверное и была похожей - такой же мечтательной, романтичной, витающей в облаках! Но я изменилась со временем и в облаках теперь не витаю, напротив - стала донельзя приземленной и практичной особой, жизнь заставила. Я теперь олицетворяю другой персонаж этой повести. Моя сестра с некоторых пор кличет меня не иначе как Петром Шмаковым. Да, я теперь как настоящий Шмаков Петр, выбирая себе одежду, уже не представляю мечтательно, как буду вальсировать в обновке с прекрасным принцем на балу, а придирчиво хмуря брови, тщательно осматриваю каждый сантиметр ткани, думая при этом: "Второй сорт. Через месяц вытянутся - и в коленках, и кругом."! (Неизменный смеющийся смайлик)
Ну вот здесь мы с вами не сходимся, Лена. У Рыбакова я читал с интересом только "Кортик" в раннем детстве. А ко всему, что все, что было после этого, относился равнодушно. "Кроша" я читал, по-моему, в "Юности", но не помню совершенно. Только "Тяжелый песок" впечатлил, но исключительно темой.
ОтветитьУдалитьА "Караван" Эллингтона, наверно, все знают, вещь замечательная. Хотя я в целом не любитель больших оркестров, вседа предпочитал квартеты.