В 17 лет я считал величайшими людьми в истории человечества
Иисуса Христа и Владимира Ленина. В бога я при этом не верил, для меня Иисус из
Нового Завета был вполне реальным человеком, историю которого изложили авторы
Евангелий, дополнив ее мифами. Думал так тогда, думаю и сейчас. В Евангелиях
есть такие бытовые и психологические мелкие подробности, которые авторы просто
не в состоянии были выдумать. Не было тогда такой литературной техники. А вот
тот Ленин, которого я себе представлял тогда, был чисто мифологическим
персонажем, и я верил в этот миф. В итоге мое отношение к Иисусу изменилось в
результате того, что я с годами переосмыслил написанное в Евангелиях. А
отношение к Ленину изменилось, когда на смену мифу пришла реальность.
В ранней юности мое отношение к Ленину вполне укладывалось в
формулу абхазских крестьян, которые, как пишет Искандер, имели весьма смутное представление о реальности
и Ленина именовали «Тот, кто хотел хорошего, но не успел». Я верил, что
замечательные идеи Ленина, реализовавшиеся в результате Великой Октябрьской
революции, были затем грубо искажены Сталиным, который истребил верных ленинцев
и установил в стране страшный террористический режим. В оправдание могу лишь сказать, что так
считали и люди поумнее меня. Владимиром меня назвали по настоянию деда именно в
честь Ленина, а дед знал о Ленине не понаслышке. Да и многие выдающиеся люди из
числа «шестидесятников» рассуждали тогда так же; Окуджава написал о «той
единственной, гражданской» и «комиссарах в пыльных шлемах», Хуциев вставил «Сентиментальный
марш» в авторском исполнении в свою «Заставу Ильича» в 1965, а «передовая
интеллигенция» крутила эту песню на своих магнитофонах. Это точка зрения
подкреплялась «завещанием Ленина», в котором тот предостерегал от назначения
Сталина, об этом завещании много говорили после 20 съезда в кругах этой самой «прогрессивной
интеллигенции». Я тогда критиковал Солженицына за «Один день» за то, что он не
показал в лагерях «настоящих коммунистов», этих самых «верных ленинцев», спорил
на первом курсе из-за этого с друзьями по институту, которые к этому времени
уже избавились от иллюзий.
Я же избавился от иллюзий достаточно скоро, уже на втором
курсе института, как ни странно, в результате изучения «марксистско-ленинской
философии» . По ходу дела я впервые прочел тогда не мифы о вожде и учителе, а
его работы. И был поражен полным отсутствием доказательств, которые заменялись
безапелляционными утверждения по типу «всем нормальным людям должно быть ясно»
и грубой бранью в адрес оппонентов. В этом смысле Ленин был ничуть не лучше
современных участников «дискуссий» в интернете, разве что не матерился. К этому
времени стало ясно, что все эти безапелляционные утверждения не подтвердились
на практике ни в России, ни в какой-либо другой стране, где у власти оказались
коммунисты. А в смысле нетерпимости к инакомыслию Ленин был ничуть не лучше
Сталина. Когда в 1974 году я услышал по «голосам» отрывки из «Архипелага Гулаг»,
пробившиеся через «глушилки», я понял то, чего не понимал раньше – что террор
начался вовсе не при Сталине, а с первых дней после «Великой Октябрьской
революции», при Ленине. А отвращение к самому имени вождя мирового пролетариата
возникло у меня раньше – в 1970, когда
немыслимая кампания прославления Ленина, от которой не было возможности
спрятаться (именно тогда возник анекдот про «включил утюг – и там то же самое»)
привела к обратному эффекту – от упоминания
Ленина стало просто тошнить, и получили широкое распространение издевательские анекдоты
о Ленине, которых раньше не было.
Можно сказать, что до определенного момента я еще со школы был
убежденным антисоветчиком (в смысле отношения к послеленинской советской
власти), а в итоге стал убежденным антикоммунистом.
Про изменение моего отношения к Иисусу – в следующий раз.
Комментариев нет:
Отправить комментарий