Поиск по этому блогу

Постоянные читатели

четверг, апреля 30, 2020


Дополнение к списку фильмов

Вспомнил, что, составляя список памятных для меня фильмов, ухитрился пропустить два очень впечатливших меня фильма.
Это «Мнения сторон» (Taking Sides) Иштвана Сабо (2001) и «Оставленный багаж» (Left Luggage) Йеруна Краббе (1998).
Наверно, не все видели эти фильмы, поэтому я остановлюсь на них особо – мне хочется, чтобы их смотрели.
На мой взгляд, это, во-первых, просто очень хорошее кино. Это уже немало, «очень хорошие» фильмы попадаются нечасто. Но эти фильмы я бы отнес к таким, которые не просто смотришь, получая удовольствие (как, скажем «Красотку», которую любит вся наша семья), но которые заставляют задуматься, потому что в них говорится о важных вещах, которые рассматриваются под таким углом, под которым сам до того на них не смотрел.
«Мнения сторон» - это фильм о взаимоотношениях  художника (в широком смысле) и тоталитарной власти, о сотрудничестве с этой властью. Тема эта давно волновала Сабо (в советском прокате был его замечательный фильм «Мефисто»). Сотрудничать с тоталитарной властью так или иначе приходится каждому, от нее ведь никуда не денешься (Бродскому приписывают фразу «Идешь в булочную – уже сотрудничаешь с советской властью»). Но художник (а тем более признанный властью художник) не может не взаимодействовать с этой властью постоянно и повсеместно. В фильме речь идет о реальном человеке – первом дирижере нацистской Германии Фуртвенглере. Не знаю, насколько точно показана в фильме его биография, сегодня это, по-моему, не так уж важно. Тем более, что окружают-то его все равно вымышленные фигуры (например, директор некоего советского музея (Эрмитажа?) в замечательном исполнении Олега Табакова). Главное, что в фильме четко проводится мысль о том, что нельзя жить при этой власти и не запачкаться лично, нельзя избежать и того, что имя художника будет использоваться в пропаганде режима. По всему выходит, что моральным долгом Фуртвенглера была эмиграция из нацистской Германии. Но у Сабо все не так примитивно однозначно.  Да, Фуртвенглер должен был уехать. Но вместе с ним ушла бы и музыка. Заканчивается фильм сценой концерта нацистских времен. Звучит прекрасная музыка, и эти самые преступные нацисты сидят с просветленными лицами. Как хочешь, так и понимай. А последние кадры – Футрвенглер раскланивается, пожимает руку благодарящему его нацистскому вождю, и после этого вытирает руку платком.
Забавно, что в статье о фильме в Википедии в технических данных в графе «композитор» указаны Бетховен, Шуберт и Брукнер.
Не стану пересказывать сюжет «Оставленного багажа». Скажу только, что это фильм о том, как трудно людям бывает понять и принять друг друга, отказаться от предубеждений и стереотипов, а без этого трудно, а порой и просто невыносимо,  жить. И о поиске еврейской идентичности.
Тем, кто не видел эти фильмы – очень рекомендую и завидую тем, кто будет смотреть в первый раз. Я оба фильма видел неоднократно с неизменным интересом и волнением, но первое впечатление все-таки, конечно, более сильное.  

12 комментариев:

  1. Завидуйте. Буду смотреть в первый раз:)

    ОтветитьУдалить
  2. Анонимный5/02/2020 03:45:00 PM

    Вот и я решила дополнить список ещё одним фильмом, о котором я узнала из Вашего диалога с Матвеем, состоявшемся ещё на ЭМ. Это фильм Золтана Фабри "Пятая печать".На меня он произвел очень большое впечатление. И сюжетом, и тем, как этот сюжет развивается.

    ОтветитьУдалить
  3. Да, "Пятая печать" - сильный фильм. Я его тоже посмотрел только по наводке Матвея, жалко, что раньше не довелось.
    P.S. Если вы по каким-то причинам не хотите или затрудняетесь зарегистрироваться в качестве "постоянного читателя", а предпочитаете заходить как "аноним", вы могли бы, если надумаете писать здесь еще, подписывать свой коммент - хотя бы эховским ником, чтобы я мог понять, с кем разговариваю.

    ОтветитьУдалить
  4. Продолжу.
    Поначалу фильм кажется скучным, и если бы не ваш диалог, я бы после первых кадров, разочаровавшись, не стала бы его смотреть. Но, постепенно напряжение в фильме нарастает, и смотришь его все с большим интересом, а герои фильма в самый важный момент их жизни поступают не так, как мог бы ожидать от них зритель. И, кроме того, фильм оставляет тебя размышлять над дилеммой, правильно ли поступил один из героев фильма, предав одного ради спасения других.

    ОтветитьУдалить
  5. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  6. А, так это вы, Ирина. Добрый день.
    У меня с "Пятой печатью" было то же самое. Тоже хотел бросить, но сдержал себя. И не зря.

    ОтветитьУдалить
  7. Подумала, что слишком упрощённо написала о смысле фильма.
    Во-первых, дилемму,кто же всё-таки этот человек, предатель (раб) или нет,зритель решает (сужу по себе) в его пользу, т.к. знает причину его такого поведения.
    Во-вторых, для окружающих он становится однозначно рабом, т.к. они не знают мотивов его поведения.
    Но и такое объяснение этого фильма остаётся упрощённым. Философский смысл его гораздо глубже, но для объяснения его надо быть знакомой с религиозной литературой.

    ОтветитьУдалить
  8. Да, редко бывают фильмы, которые не просто смотришь, а думаешь потом об увиденном.
    Если не смотрели, рекомендую вам "Расемон" из моего списка. Не знаю, как он сейчас смотрится, я его видел очень давно. Но тогда это было очень интересно. Суть фильма в том, что истину узнать невозможно. История дана глазами четырех человек, и все ее излагают по-разному, и у каждого свой резон, чтобы солгать. И говорит ли кто-то из них правду, зритель не знает. Куросава вообще был великий режиссер. Хотя его больше знают по римейкам. Скажем, знаменитая (вполне заслуженно)"Великолепная семерка" - римейк "Семи самураев" Куросавы.

    ОтветитьУдалить
  9. Здравствуйте,Владимир.
    Решила дополнить список ещё одним фильмом (похоже этот список будет бесконечным, что не так уж и плохо). Ваше эссе о фильме "Дилижанс" помогло мне вспомнить наш замечательный вестерн А.Суриковой "Человек с бульвара Капуцинов". Хотела написать о нем в комментариях под "Дилижансом", но мне показалось, что тема "Дилижанса" несколько другая,чем просто воспоминание о хорошем кино, и мне не захотелось перебивать ее. Но и не напомнить об этом замечательном фильме было бы несправедливо, хотя бы тут по прошествии полутора месяцев.

    ОтветитьУдалить
  10. Здравствуйте, Ирина. Мне "Человек с бульвара Капуцинов"понравился, но меньше, чем вам. Вероятно из-за того, что там много интересных мужских ролей и нет интересных женских. Вот в "Московских каникулах" Суриковой замечательный дуэт Ярмольник-Селезнева.

    ОтветитьУдалить

 Решил больше не писать о наших воздушных тревогах. Всего за несколько дней это стало рутиной. Так что теперь напишу, когда воздушные тревог...