Было у нас дома такое издание - «Советские художественные
фильмы. Аннотированный каталог». Первый том вышел в 1961 году, потом выходили
следующие Я эти увесистые тома довольно внимательно изучал и анализировал и в
итоге пришел к выводу, что примерно 90% фильмов, выходивших в СССР, были полной
дрянью, бездарной и непрофессиональной, а процентов 10 приходилось на фильмы,
которые можно было смотреть. Относительно небольшую часть этих фильмов
составляли те, которые человеку, любящему кино, смотреть действительно стоило.
Остальные – можно посмотреть, если нет ничего более интересного. Посмотришь – не
пожалеешь, не посмотришь – не ничего не потеряешь. Ну и были еще условные
«шедевры», но это вещь штучная, они в проценты не укладываются и появляются
такие фильмы далеко не каждый год. Когда появилась возможность смотреть мировое
кино, я сначала смотрел все подряд – все было внове - тематика, технический
уровень, актеры, но когда первое
возбуждение прошло, я понял, что практически в любой стране указанное
соотношение более или менее сохраняется.
Процентов 10 можно смотреть, это профессионально сделанные
фильмы достаточно высокого уровня. Пару процентов стоит смотреть – это
профессионально сделанные фильмы высшего уровня. И отдельно – шедевры. Я
подразумеваю под шедеврами фильмы, авторы которых вносят в искусство что-то
новое. Тут я выделил для себя две категории. Первая – это режиссеры-новаторы,
которые вносят что-то новое в киноязык. Поначалу таких режиссеров было много,
поскольку киноязык развивался с нуля, и новым становилось почти все.
Постепенно, по мере становления киноискусства, их становилось все меньше и
меньше, и сегодня я просто затрудняюсь назвать таких авторов – разве что такие
есть в некоммерческом кино, которое до меня просто не доходит. И есть вторая
категория, авторы, которые, пусть используя традиционные средства, по-новому
показывают мир, поворачивая его той стороной,
которую зритель раньше, возможно не видел или видел по-другому. Это
может быть новое прочтение давно известных литературных произведений или новое
освещение какой-то стороны жизни – вопреки сложившимся стереотипам. Конечно,
это все субъективно, поскольку и стереотипы у всех разные, и литературную
классику каждый по-своему понимает.
Правда, список новых прочтений литературных произведений у
меня короткий. В нем, пожалуй, всего два фильма. Прежде всего, это мой любимый
фильм – «Бегущая по волнам» Павла Любимова по сценарию Александра Галича. Мне,
кстати, всегда неловко отвечать на вопрос о любимом фильме. Когда я в ответ
называю «Бегущую по волнам», большинство впадает в недоумение, поскольку от
таком фильме никогда не слышали (не говорю уж – видели). А меньшинство впадает
в недоумение потому, что видели и мой выбор кажется им странным. Но так уж сложилось для меня. Я же не говорю,
что это лучший фильм из тех, что я видел. Это – любимый, смотрел его множество
раз и каждый раз огромное впечатление. Хотя, конечно, и не такое впечатление,
как первый раз, когда статую разбили… А второй
фильм – «Рукопись найденная в Сарагосе». Когда он вышел в прокат, я посмотрел
его трижды за три дня. При том, что книга Потоцкого, которая попалась мне
позднее, сегодня, по-моему, не читается, во всяком случае, мне она показалась
скучной.
А список фильмов, которые заставили меня по-новому взглянуть
на привычное, которые «открыли мне глаза», гораздо обширнее.
Навскидку могу назвать «Солдаты» Александра Иванова и «Мир
входящему», в которых я увидел войну совершенно не такой, какой она
показывалась в «военно-патриотических» картинах, пусть и талантливо сделанных.
Это «Обыкновенный фашизм» Ромма – этот фильм открыл мне глаза на сходство гитлеровской
Германии и сталинского СССР. Это «Июльский дождь», в котором впервые была
показана постылая советская жизнь. Это «Двенадцать
разгневанных мужчин» Сидни Люмета. Если подумать, этот список можно продолжить.
А на днях этот список пополнился сериалом «Утреннее шоу».
В последнее время о сексуальных домогательствах было сказано
и написано очень много. Обсуждаются персоналии конкретных насильников, кто-то готов
обвинять их чуть ли не в преступлениях против человечества, кто-то готов
оправдывать их, считая их жертвой обстоятельств, обвиняя при этом женщин,
которые сами навязывались ради карьеры – ну как тут было устроять…
В «Утреннем шоу» виновность домогателя, вокруг которого
вертится сюжет, не обсуждается. С ним все ясно, как бы он ни пытались оправдать
себя в собственных глазах и в глазах окружающих. Фильм о другом. О том, что виновны все, потому
что все так или иначе все знали – и молчали. Кто-то при этом оправдывал
насильников, потому что наверняка на их месте повел бы себя так же, кто-то
осуждал женщин, смешивая их с грязью, кто-то считал, что «так создан мир», нехорошо,
но ничего не поделаешь, кто-то старался не придавать происходящему значения,
убеждая себя, что все это ерунда и лишь повод для шуток. В итоге виновны все –
виновно общество, создавшее культуру, в которой такое – в порядке вещей, а если
всплывает как-то наружу, то большинство молчит, а кто-то лицемерно осуждает
попавшихся, объявляя их «паршивой овцой» в дружном и правильном стаде. В первую
очередь так ведут себя те, чей бизнес или служебное положение может пострадать
от скандала, и кто стремится поэтому локализовать скандал, устранив из
здорового коллектива паршивую овцу. Но виновны все. Я примерно так и сам думал,
но в сериале все это показано четко и убедительно. Поскольку имеется прекрасно
написанный сценарий с правдивыми характерами, имеется режиссер, который этот
сценарий поставил, и имеются актеры, которые сыграли эти характеры. Причем
сыграли, выйдя за пределы привычного амплуа. Дженнифер Эннистон Риз Уизерспун и
Стива Каррела я раньше видел только в комедиях, в основном дурацких, а здесь
серьезные, драматические роли – и прекрасно сыгранные.
Короче, советую посмотреть всем, кто это прочитает, и кто
сериал еще не видел.
Добрый День, Владимир
ОтветитьУдалитьЯ хотела вам еще на Эхо написать на днях (но не успела), что фильм "Бегущая по волнам" посмотрела еще зимой, когда вы Лене про него рассказали. Мне понравился он, спасибо. И за этот пост.
А может все-таки вернетесь?
Kind Regards
Нет, на Эхо я не вернусь, не хочется совсем. Я рад, что так получилось, что произошел толчок.
ОтветитьУдалитьПонятно.
Удалить