В детские годы я был «стихийным атеистом», в бога не верил, о религии знал
очень мало. Дома разговоры об этом не велись, только бабушка по маминой линии
иногда вспоминала уроки закона божьего, о которых у нее остались очень
неприятные воспоминания, поскольку ее за плохое поведение ставили на колени на
горох. Так что о религии (точнее, о христианстве) я знал только из книг, в
которых о религии ничего хорошего не писали. Был роман «Овод, который я очень
любил, была «Библия для верующих и неверующих» Емельяна Ярославского, который
писал о религии язвительно и злобно, да были разные истории про инквизицию.
Судьбы Галилея, Бруно и Жанны Д’Арк симпатий к религии не добавляли. Так что о
религии я почти не думал, а если думал, то плохо, и интереса у меня эта тема не
вызывала. Интерес – даже не к религии, а к личности Христа, – появился в 9-ом
классе, когда мне попался распространяемый в самиздате (правда, тогда этого слова
еще вроде и не было), то есть в машинописном виде, доклад доцента ЛГУ филолога
Зайцева «Космические реминисценции в памятниках древней письменности»
(получивший широкую популярность в СССР документальный фильм «Воспоминания о
будущем» на эту тему вышел только лет
через десять). В этом докладе речь шла о том, что в памятниках древней
письменности имеются свидетельства посещения Земли инопланетянами, которых люди
древности принимали за богов.
Отголосок этой темы можно найти в «Трудно быть богом» Стругацких,
которые Зайцева наверняка читали:
«- Горан Ируканский в "Истории Пришествия" писал: "Когда
бог, спустившись с неба, вышел к народу из Питанских болот, ноги его были в
грязи".
— За что Горана и сожгли.
— Да, сожгли. А сказано это про нас».
В своем докладе Зайцев анализировал разные древние тексты, но больше
всего он писал о «Новом завете», предполагая, что Иисус был врачом космической
экспедиции пришельцев. Написано это было – во всяком случае, так мне казалось в
15 лет – очень убедительно. Скажем, молитву в Гефсиманском саду Зайцев
трактовал как сеанс радиосвязи Иисуса с базой. Оказавшись в безвыходной
ситуации, пришелец просил командира по возможности помочь ему , как у Булгакова
Иешуа говорит, что Левий Матвей ). Но помощь пришла с опозданием…
Короче, все эти истории очень меня впечатлили, и появилось желание
узнать побольше о Христе. Желание это лишь усилилось после статьи в «Ленинградской
правде». В статье Зайцева обвинили в пропаганде поповщины. Почему-то советская
антирелигиозная пропаганда напрочь отказывалась признавать самую возможность существования
исторического прототипа у евангельского Христа. При том, что историчность
Мухаммеда и Будды признавалась без возражений. Возможно, когда закладывались
основы принципов этой пропаганды, о Будде и Мухаммеде просто не подумали, и не
были выработаны железные и нерушимые инструкции по отрицанию. А по поводу
Христа – были. Об этом очень забавно написано у Булгакова (разговор Ивана
Бездомного и Берлиоза). В статье аргументация была примерно такая же, автор едва
ли читал в 1960 «Мастера и Маргариту», просто принадлежал к той же пропагандистской
школе. В статье, помнится, говорилось, что некоторые незрелые читатели задают
вопрос: «Что вредного в докладе Зайцева? Он же вроде как развенчивает миф о божественном
происхождении Христа, а считает его обычным человеком, хоть и с другой планеты?»
Но это следствие именно незрелости и непонимания того, как коварно ведется
пропаганда религиозного дурмана. Попам только дай зацепиться за то, что Христос
действительно существовал – они после этого сумеют обернуть дело так, чтобы
заставить легковерных поверить, что этот реально существовавший человек был
сыном божьим. После этой статьи желание ознакомиться с первоисточником у меня только усилилось, и мама раздобыла где-то у
знакомых Новый Завет, который я тут же прочитал с огромным интересом. Книгу
пришлось отдать, но в институте Валерка Ролич, у которого были какие-то
верующие знакомые, узнав о моем интересе к Новому Завету, раздобыл книжку и
подарил мне, за что я ему навсегда благодарен. С тех пор я перечитывал Новый
Завет множество раз, больше, чем любую другую книгу, включая романы моих
любимых Стругацких.
(продолжение следует)
Комментариев нет:
Отправить комментарий