Поиск по этому блогу

Постоянные читатели

вторник, июня 21, 2022

 

Получил от своего виртуального друга из России Матвея комментарий на мое предшествующее сообщение. Мы с Матвеем ко многому относимся одинаково, у нас много общего, но здесь у меня возникли с ним некоторые разногласия. Мне захотелось ответить ему весьма подробно и так, чтобы текст могли увидеть все мои пусть немногочисленные читатели, в том числе и те, кто не получает уведомления о комментариях. Поэтому пишу здесь.

Сперва повторяю комментарий Матвея для тех, кто его не увидел.


Привет, Володя!

Тема тягостная. Трижды понимаю и разделяю ненависть украинцев к "русскому миру" в его путинской интерпретации. И при этом очень огорчаюсь таким эмоциональным и неразумным проявлениям этой ненависти.

Любые аналогии хромают, это известно. Мне кажется, аналогия с отношением советских людей времен ВОВ к немецким захватчикам не проходит по крайней мере по одной причине. Русский язык, который попадает сейчас под запреты и ограничения, является родным для половины жителей Украины. Запрещая Пушкина и Толстого, украинские власти делают русскоязычных гражданами второго сорта, что несправедливо и нелепо. И дают замечательные козыри путинской пропаганде, которая теперь с полным основанием будет трубить об "украинских нацистах".

Помню, ты когда-то очень скептически оценивал бесконечные страдания украинцев относительно предлогов "в" и "на" в русском языке. И правильно писал, что нормальную самодостаточную страну не должно волновать, какой предлог используется с её названием в другой стране. Сама эта проблема отражает какую-то закомплексованность. К большому сожалению. И с запретом русских писателей та же история.


Теперь мой ответ Матвею.

Да, тема тягостная. В последние месяцы перед 24 февраля было ясно, что война неизбежна. Просто, чтобы попугать, не тратят такие огромные деньги на стягивание войск, да еще на такой длительный срок. На "учения" это никак не тянуло. Головой понимал, но верить все равно не хотелось. Слишком уж диким это казалось. Война на уничтожение народа ради мифического спасения этого самого народа от мифических нацистов. Причем этот народ в рамках безумной пропаганды был объявлен фактически русским, то есть речь шла о войне русских против русских. Может, поначалу у российской власти еще и были какие-то иллюзии, может, и правда верил засидевшийся в бункере без нормальной связи с внешним миром кремлевский правитель, что враги России — только "нацисты" с Западной Украины, "западенцы", а "нормальные" украинцы, они же русские, будут встречать русских солдат как освободителей, или что, как минимум, армия не окажет сопротивления. В конце концов даже западные разведки предрекали, что на взятие Киева русским потребуется 72 часа. Но когда стало ясно, что армия воюет отчаянно, несмотря на огромное превосходство России в вооружении, что война идет против народа, эта война была продолжена. И теми же средствами, какими воевали против собственных граждан в Чечне — уничтожение городов, страшное насилие против мирного населения на захваченных территориях.

Так что, я, как и Матвей, в принципе "понимаю и разделяю ненависть украинцев к "русскому миру" в его путинской интерпретации". Только вот слова"путинская интерпретация" показались мне здесь лишними.

Я всегда считал, что каждый народ заслуживает своего правителя. Во всяком случае, если этот правитель не навязан какими-то завоевателями, а избран — как был избран Путин в 2000. Что он на тех выборах получил большинство, сомнений, по-моему, ни у кого не вызывает.

Я давно уже не живу в России, но, насколько я могу судить издалека, и сейчас идеи этого самого путинского "русского мира" поддерживает большинство населения. Да и не только сейчас. Еще в 2014, после Крыма, жившая тогда в России родственница Ады говорила, что на работе она боится высказывать свои взгляды на происходящее. И боится не реакции начальства, а реакции коллег. Ее попытки высказаться были встречены яростно и агрессивно всем коллективом. При этом она работала много лет, и у нее были прекрасные отношения с коллегами. И тем не менее.

И еще одно. Матвей написал "ненависть украинцев". С этим я готов согласиться, если придавать понятию "украинцы" значение, принятое в цивилизованном мире, подразумевать граждан Украины, а не этнических украинцев.

У Ады есть школьная подруга, которая уже много лет живет во Львове; они поддерживают связь, переписываются, переговариваются. Эта подруга, Наташа, этнически русская. И в прежние годы она не раз говорила, что во Львове чувствует себя неуютно. Никаких эксцессов, но некоторую враждебность она ощущала всегда. При этом у нее хватало объективности понять, что к ней так относятся не потому, что она русская, а потому что так и не удосужилась выучить украинский, говорит по-русски. Говорила, что понимает, что сама виновата.

Так вот, после того, как все это началось, эта самая Наташа, которая провела немало ночей в бомбоубежище (сильных бомбардировок Львова не было, но воздушную тревогу объявляли часто) именно с ненавистью говорит не только о Путине, но и о русских. Она стала украинкой. И сделала ее украинкой русская агрессия. И молодое поколение репатриантов из Украины чувствует себя израильтянами. У меня нет таких знакомых из Украины, я сужу по молодому поколению выходцев из России. Так вот эти израильтяне из Украины тоже ощутили себя украинцами, и некоторые из них, отслужившие в израильской армии, отправились воевать в Украину. Таких, которые поехали бы в Россию, чтобы воевать в Украине за "русский мир" я не знаю. Думаю, нет таких.

Очень я разволновался и потому многословен. Чтобы не утомлять читателей обилием букв, продолжу завтра.

6 комментариев:

  1. Пока, на основании этого текста, не вижу никаких обещанных "разногласий" :))
    Готов сам подписаться под этим.

    ОтветитьУдалить
  2. Это пока еще только общая часть...

    ОтветитьУдалить
  3. Уходить из любви в яркий солнечный день, безвозвратно;
    Слышать шорох травы вдоль газонов, ведущих обратно,
    В темном облаке дня, в темном вечере зло, полусонно
    Лай вечерних собак -- сквозь квадратные гнезда газона.

    Это трудное время. Мы должны пережить, перегнать эти годы,
    С каждым новым страданьем забывая былые невзгоды,
    И встречая, как новость, эти раны и боль поминутно,
    Беспокойно вступая в туманное новое утро.

    Как стремительна осень в этот год, в этот год путешествий.
    Вдоль белесого неба, черно-красных умолкших процессий,
    Мимо голых деревьев ежечасно проносятся листья,
    Ударяясь в стекло, ударяясь о камень -- мечты урбаниста.

    Я хочу переждать, перегнать, пережить это время,
    Новый взгляд за окно, опуская ладонь на колени,
    И белесое небо, и листья, и полоска заката сквозная,
    Словно дочь и отец, кто-то раньше уходит, я знаю.

    Пролетают, летят, ударяются о' землю, падают боком,
    Пролетают, проносятся листья вдоль запертых окон,
    Всё, что видно сейчас при угасшем, померкнувшем свете,
    Эта жизнь, словно дочь и отец, словно дочь и отец, но не хочется
    смерти.

    Оживи на земле, нет, не можешь, лежи, так и надо,
    О, живи на земле, как угодно живи, даже падай,
    Но придет еще время -- расстанешься с горем и болью,
    И наступят года без меня с ежедневной любовью.

    И, кончая в мажоре, в пожаре, в мажоре полета,
    соскользнув по стеклу, словно платье с плеча, как значок поворота,
    Оставаясь, как прежде, надолго ль, как прежде, на месте,
    Не осенней тоской -- ожиданьем зимы, несмолкающей песней.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Стало быть вы все-таки не отказываетесь от русской культуры...
      А мне, когда я думаю об Украине, о разбитых городах, вспоминается вот это. Хотя, конечно, Бродский о другом, но тм не менее, очень уж яркая картина.

      Человек приходит к развалинам снова и снова,
      он был здесь позавчера и вчера
      и появится завтра,
      его привлекают развалины.
      Он говорит:
      Постепенно,
      постепенно научишься многим вещам, очень многим,
      научишься выбирать из груды битого щебня
      свои будильники и обгоревшие корешки альбомов,
      привыкнешь
      приходить сюда ежедневно,
      привыкнешь, что развалины существуют,
      с этой мыслью сживешься.

      Начинает порою казаться -- так и надо,
      начинает порою казаться, что всему научился,
      и теперь ты легко говоришь
      на улице с незнакомым ребенком
      и все объясняешь. Так и надо.
      Человек приходит к развалинам снова,
      всякий раз, когда снова он хочет любить,
      когда снова заводит будильник.

      Нам, людям нормальным, и в голову не приходит, как это можно вернуться
      домой и найти вместо дома -- развалины. Нет, мы не знаем, как это можно
      потерять и ноги, и руки под поездом или трамваем -- все это доходит до нас
      -- слава Богу -- в виде горестных слухов, между тем это и есть необходимый
      процент несчастий, это -- роза несчастий.
      Человек приходит к развалинам снова,
      долго тычется палкой среди мокрых обоев и щебня,
      нагибается, поднимает и смотрит.

      Кто-то строит дома,
      кто-то вечно их разрушает, кто-то снова их строит,
      изобилие городов наполняет нас всех оптимизмом.
      Человек на развалинах поднял и смотрит,
      эти люди обычно не плачут.
      Даже сидя в гостях у -- слава Богу -- целых знакомых,
      неодобрительно смотрят на столбики фотоальбомов.
      "В наши дни, -- так они говорят, -- не стоит заводить фотографий".

      Можно много построить и столько же можно разрушить
      и снова построить.
      Ничего нет страшней, чем развалины в сердце,
      ничего нет страшнее развалин,
      на которые падает дождь и мимо которых
      проносятся новые автомобили,
      по которым, как призраки, бродят
      люди с разбитым сердцем и дети в беретах,
      ничего нет страшнее развалин,
      которые перестают казаться метафорой
      и становятся тем, чем они были когда-то:
      домами.

      Удалить
    2. Я нет, конечно.
      Спасибо за стих.

      Удалить

 Сегодня хочу прежде всего поздравить с днем рождения Лену. Лена, желаю вам всегда, особенно в наше тяжелое для нас всех время, сохранять оп...