Кисловодск
Не лепо ли ны бяшет, братие, начяти старыми словесы повестий о моих походах в Кисловодск. Слова конечно, будут обычные, а вот времена — старые; со времени моей первой поездки в Кисловодск прошел 71 год, а третьей, последней — 31. Мне хотелось бы написать об этом с таким же вдохновением, как это делал Боян, но,боюсь, не получится. Может, и сумею кое-как неуклюже скакать мыслию по древу, но вот умом летать под облаками — не выйдет наверняка, а жаль. Потому что очень хочется найти подходящие слова для этого рассказа. Конечно, в походах моих не было ничего героического, но с ними связаны самые замечательные воспоминания, которые остались у меня на всю жизнь. Воспоминания очень отрывочные, но яркие, как будто картинки встают перед глазами, когда начинаю вспоминать. Не кино, конечно, но, по крайней мере, фотографии. И даже цветные, хотя во времена моего детства цветные фотографии доводилось видеть только в журналах, да и то нечасто. Видеть вижу, но как найти слова, чтобы и читатели увидели хотя бы бледную картинку? Делать нечего, напишу, как умею. Но буду стараться.
Первая поездка была в 1951 году, когда мне было 6 лет. Ехали мы на поезде, и это было здорово. Я к этому времени уже летал на самолете, но основное, что запомнилось из этих полетов — как я блюю в пакеты из плотной серой бумаги, которыми предусмотрительно обеспечивали всех пассажиров. Тогдашние самолеты очень болтало. А поездка на поезде — это было замечательное приключение. Эту конкретную поездку в Кисловодск я не помню, но хорошо помню возбуждение, которое охватывало, когда отправлялись в дорогу. Приезжали обычно достаточно рано, так что было время, чтобы дойти до паровоза и посмотреть на него.
Я жалею теперешних детей, которые ездят в комфортабельных поездах, запряженных безликими электровозами или тепловозами. Паровозы они видели только в кино, а кино совсем не передает невероятное впечатление, которое паровоз производил на детей, да, наверно, и на взрослых. Я помню ощущение невероятной силы, мощи, которое исходило от паровоза, красные колеса, клубы пара откуда-то из-под колес. Иногда, когда не ехали сами, а приходили кого-то встречать, удавалось увидеть, как паровоз стартует. Первое бешеное движение шатунов, стремительный проворот колес на месте, потом толчок — и паровоз сдвигается с места, шатуны после того бешеного рывка начинают ходить еле-еле, колеса поворачиваются едва-едва, застилаемые клубами пара, потом быстрее, быстрее, гудок — и вот паровоз уже где-то впереди, только дым от него виден, а мимо движутся — все быстрее и быстрее — зеленые вагоны.
(продолжение следует)
.
Комментариев нет:
Отправить комментарий