Поиск по этому блогу

Постоянные читатели

суббота, июля 17, 2021

 

Кричат дуракам: "Дураки, дураки!"

Уже почти полтора года, как я бросил писать комментарии на "Эхе Москвы". А недавно перестал читать чужие комментарии, и потребовал, чтобы с "Эха" удалили мой аккаунт (самому это сделать невозможно). Не захотел, чтобы мое имя присутствовало на сайте, где считаются допустимыми не просто антисемитские, а откровенно нацистские комментарии, с призывами устроить новый Освенцим. И не захотел читать комментарии, в которых постоянно натыкаешься на такое.

Но перед этим мне попались несколько раз комментарии нового для меня участника. Этот участник отмечался под многими материалами Эха с довольно однотипными комментариями. Писал он исключительно о том, что ему, человеку исключительно большого ума и широкого кругозора (как он сам себя характеризует), все авторы материалов на сайте Эха видятся дураками, которые пишут или говорят для еще бОльших дураков.

Мне, конечно, трудно представить себя человеком исключительно большого ума, и, возможно, когда я все же пытаюсь, представления мои совершенно ошибочны. Но мне, в рамках моих представлений, кажется, что человек большого ума не станет постоянно говорить (во всяком случае, вслух) о том, что его окружают сплошные дураки. Умный человек, как мне представляется, может так думать, но воздержится от того, чтобы говорить об этом вслух.

Поэтому, в частности, мне представляется, что Грибоедов назвал свою великую пьесу "Горе от ума" вполне иронически, не зря же назвал свое бессмертное произведение "комедией". Чацкий с его постоянными неуместными, грубыми и бестактными обличениями, нравоучениями и насмешками никак не производит впечатление умного человека. Мне, конечно, был очень симпатичен Чацкий Юрского в БДТ с его юношеской несдержанностью, но умным я его даже в юности не назвал бы. Если в пьесе кто и умный, так это Молчалин. Который и выходит явным победителем из словесной дуэли с Чацким.

И в этой связи, при всей моей любви к Окуджаве, его песня про дураков ("Вот так и ведется на нашем веку") вызывает у меня недоумение.

Кричат дуракам: "Дураки, дураки!"

А это им очень обидно.

Конечно, обидно. Да только кто же это кричит, неужели умные? Зачем? Чтобы обидеть? Так это глупо. Зачем восстанавливать людей против себя людей, нанося им бессмысленные оскорбления? Чтобы продемонстрировать свое умственное превосходство над дураками? Так умные это и так видят, а дураки все равно не поверят и ответят просто (и резонно) "Сам дурак".

Поэтому эта ситуация мне видится так: Дураки кричат друг другу "Дураки, дураки", а умные молчат, глядя на происходящее в окружающей действительности, в которой заправляют дураки, с ужасом и тоской. И молчат (или тщетно взывают к просвещению и смягчению нравов).

Кстати, я не согласен с Окуджавой и в другом. Он написал "На каждого умного по дураку". По-моему, это совершенно не так, дураков значительно больше, иначе умные просто не позволили бы повесить на себя ярлыки, о которых говорит Окуджава. Так что горе от ума возникает исключительно из-за недостатка умных людей в мире.

Кстати, Окуджава, видимо, со временем понял, что ошибся, но ошибку не признал, а попытался как-то защитить свою позицию, написав через сколько-то лет новую песню о дураках на стихи Хочинского.

В этой песне явное превосходство дураков над умными объясняется не численным превосходством, а разницей в поведении.

Дураки обожают собираться в стаю,
впереди главный — во всей красе.

А умный в одиночестве гуляет кругами,
он ценит одиночество превыше всего.
И его так просто взять голыми руками,
скоро их повыловят всех до одного.

Ну не хочу верить, что умные, не уступая дуракам в численности, позволяют им выловить себя только потому, что у них не хватает ума внять такому простому совету того же Окуджавы:

Возьмемся за руки, друзья,

Чтоб не пропасть поодиночке".

И еще с одним утверждением в этой второй песне не могу согласиться.

Дураком быть выгодно, да очень не хочется.
Умным очень хочется, да кончится битьем…

Не бывает, по-моему, дураков, которым не хочется быть дураками. Просто потому, что они никогда дураками себя и не считают, и вполне довольны собой. Так что им не может хотеться быть умными.

А умным хотеть быть умными вроде как и вовсе ни к чему. Разве что они из-за низкой самооценки считают себя дураками… Я, правда, таких среди умных все-таки не встречал, но теоретически допускаю. И вполне могу представить себе умного, которому хочется стать дураком ради выгоды, но у умного это не получится. Так что приходится прикидываться.

Так что, как мне представляется, вышеприведенное утверждение верно лишь в некотором, весьма узком, смысле,



55 комментариев:

  1. Мне кажется, что тут все непросто. И песня Окуджавы - ироничная по отношению к умным, которые считают себя умными,а остальных дураками. Окуджава чувствовал и понимал русский язык и вряд ли бы всерьез стал использовать такую сомнительную дихотомию.
    Ведь дурак - это и Иван-дурак, а он может быть и простоват, но совсем не глуп и как в том анекдоте про обезьяну, дурак-дураком,а в конце сказки (с помощью высших сил, посылающих ему всяческие ништяки) - и жена у него умница-красавица и бабло.
    Дурак это также на Руси синоним "юродивого". А юродивые были людьми Божьими. Они говорили и делали то, что "здоровые" и "нормальные" не скажут потому, что у "здоровых" людей наличиствует супер-эго (ака княгиня марья алексеевна),а у юродивых как у детей супер-эго отсутствует. При этом отношение к таким людям было особенное и в народе и у царей - их боялись и к ним прислушивались, считая что через них говорит Бог (Жанна ДАрк, кстати, французская дурочка-юродивая, и могла, конечно, появиться только во французской культуре с их femme fatale, русская дурочка воспетая Тарковским - немая). Так вот Чацкий, как мне представляется - юродивый, шут, и Грибоедов показывает, что этот тип уходит из русской культуры времен Грибоедова, возвращается в произведениях Гоголя и Достоевского и достигает наивысшей точки своего расцвета в искусстве начала 20 века (В. Маяковский, С. Черный, ОБЭРИУ итд)

    ОтветитьУдалить
  2. Ну, что касается Окуджавы, то я у него никакой иронии не ощущал и не ощущаю, особенно если брать две эти песни в совокупности.
    А что касается Ивана-дурака, то, опять-таки, ни глупости, ни даже простоватости никогда у него в сказках не ощущал. Мне кажется, что дураком его считают за честность и порядочность. Которые в итоге вознаграждаются, поскольку все это происходит в сказке.
    И Чацкого как юродивого не воспринимаю. Я вот недавно смотрел "Саломею" Аль Пачино, вот там Иоанн - действительно юродивый. А Чацкий напоминает мне сегодняшних российских "демократов" с их книжными представлениями о жизни, тягой к нудным поучениям и обличениям и полной уверенностью, что правы только они. Вроде Явлинского.

    ОтветитьУдалить
  3. Ну я Грибоедова связывала бы с его исторической эпохой и Чацкий как декабрист, но уж никак не Явлинский. Совершенно разные типажи. Про современных политиков поколения Явлинского написал Сорокин.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ну, почему разные? Оба резонеры, увереннфые, что правы только они. А что касается эпохи, так ведь Россия ходит по кругу...

      Удалить
    2. Ну разные потому, что Чацкий - это 19 век, дворянин, наивные взгляды на жизнь характерные для его круга, а Явлинский - 90ые, деньги и власть. Два мира, два детства...

      Удалить
    3. Чацкий ведь вовсе не наивный юноша (я читал статью, где анализировалась его биография, и получалось, что ему лет 26-27, вполне зрелый возраст по тем временам. Иначе просто не выстроить его биографию. И к власти отношение имел ("С министрами про вашу связь, потом разрыв". Вполне по Явлинскому, который никогда ни с кем не мог договориться и со всеми ругался в итоге..

      Удалить
    4. Блог ведет себя очень странно. Я хочу задать вопрос Жене, но совсем не уверен, куда мой текст попадет...(
      Я хочу спросить, в какой книге Сорокина выведены политики типа Явлинского.

      Удалить
    5. Если Женя не увидит, я у нее спрошу и тебе передам.
      Но, по-моему, это "Доктор Гарин. Я скачал, но еще не читал...

      Удалить
    6. Володя, я вчера невольно соскочила с темы блога, это мне свойственно, как вы наверное все уже успели заметить.
      Но ваш диалог с Женей меня заинтересовал и я бы хотела, с Вашего позволения, вставить и свои "пять копеек" в эту дискуссию.
      Сразу скажу: я с Вами не согласна категорично и решительно практически во всем: и с характеристикой Чацкого, и тем более, с Вашим сравнением Чацкого с Явлинским. В последнем кейсе я целиком на стороне Жени. И это не женская солидарность, отнюдь. Я приведу несколько другие аргументы для оппонирования, чем Женя, но в общем и целом я с ней согласна полностью: Явлинский и Чацкий - совершенно разные типажи, "небо и земля", почти полные антагонисты, как мне кажется.
      Сейчас пока некогда, вот переделаю дела и делишки и как засяду оппонировать - только шум будет стоять, да клочки пойдут по закоулочкам! А Вы, Володя, пока морально готовьтесь к "последнему и решительному бою"! Тем более, что Вы сегодня сачканули и отделались в блоге всего двумя короткими фразами, да парой фотографий! (Смеющийся смайлик)

      Удалить
    7. Хорошо, что вы написали, Лена. Я, наоборот, длинный текст сегодня написал (правда, цитаты много места занимают), но основной текст куда-то подевалмя, остались только постскриптумы неизвестно к чему. Сейчас вставлю основную часть.
      P.S. А почему бой предстоит "последний"?

      Удалить
    8. Чацкого вроде с Чаадаевым ассоциируют. Последнего объявили сумасшедшим.

      Я совсем не видела комментарии этого участника Эхо (v-marin), но по описанию он, как я понимаю это слово, типичный мудак.

      Удалить
    9. Я Чаадаева не читал, хотя слышал о нем, понятно, много, так что не могу судить о правомерности такой ассоциации. Но вообще-то о Чацком писали очень по разному. Писарев - так очень уничижительно.
      В смысле Чаадаева - может, Грибоедов и имел это в виду; что в черовиках Чацкий изначально писался как Чадский...
      Заодно вспомнил, что изначально дон Рэба в "Трудно быть богом" именовался дон Рэбия. Но потом сами братья отказались от такой лобовой отсылки.
      А v-marin - смешной, если, конечно, читать его в небольших количествах. Потом-то надоедает своим однообразием.

      Удалить
    10. "P.S. А почему бой предстоит "последний"?"

      Ну вообще-то это цитата из "Интернационала, к тому же, разумеется, художественная гипербола. Я вообще склонна всё и всегда преувеличивать, неужели не заметили? (Смеющийся смайлик)

      Удалить
  4. Привет, Володя!
    И кто же это такой, "самый умный" на Эхе? Можно узнать его ник?
    У меня есть догадка на сей счёт, хотелось, чтобы Вы её подтвердили. Ну или опровергли! Если не секрет, конечно.
    P.S. С большим удивлением, даже с изумлением прочитала в вашем сегодняшнем блоге, что Окуджава (ОКУДЖАВА!!!!!!) написал песню на слова Хочинского! Лишнее подтверждение тому, что если человек талантлив, он талантлив во всём. Как Вы, наверное, уже поняли, я в данный момент не об Окуджаве. О Хочинском.
    1972 год. На экраны страны выходит "Бумбараш". И я, тогда еще девочка-школьница, сразу и безоговорочно влюбляюсь в ... не в Золотухина, упаси боже, а в исполнителя роли Лёвки Александра Хочинского, ленинградского артиста, увиденного мною в этом фильме впервые. Влюбляюсь я и в песни из этого музыкального по сути фильма. Это я уже потом узнала, что замечательные песни (музыку) к "Бумбарашу" написал композитор Дашкевич, а слова - не менее замечательный Юлий Ким, а тогда мне просто очень понравились песни - бесхитростные, но задушевные, ну и, конечно, их исполнители. Сколько раз потом на любых посиделках, вечеринках, встречах с друзьями мы пели эти песни! Сосчитать невозможно! Среди них были, конечно, и самые любимые. Это "Ходят кони" в исполнении Золотухина, ну и, конечно, "Журавлики-кораблики". Именно эту песню и поёт в фильме Александр Хочинский. Поёт просто потрясающе, великолепно, невероятно талантливо! И играет здорово!
    Разумеется, слова этой чудесной песни я знала наизусть. С годами всё уходит, и память прежде всего, но я сейчас попробую проверить себя и приведу по памяти куплет и припев этой песни...
    Как за меня матушка всё молила бога
    Всё поклоны била, целовала крест.
    А сыночку выпала дальняя дорога,
    Хлопоты бубновые, пиковый интерес!

    Жу-ра-вль по небу летит,
    Ко-ра-бль по морю идёт.
    А что меня, куда, влеКёт по белу свету?
    И где награда для меня
    И где засада на меня,
    Гуляй, солдатик, ищи ответу!
    Журавль по небу летит...

    И еще один куплет, самый любимый:
    Где я только не был, чего я не отведал!
    Берёзовую кашу, крапиву-лебеду!
    Только вот на небе я ни разу не обедал.
    Господи, прости меня, я с этим обожду!

    Помню, слава богу, помню слова, не забыла!

    Про самого Хочинского говорить, наверное, излишне. Недопевший, недоигравший, недописавший.... Талант недооценённый. Очень много ему было дано от Бога, но... Недовоплотивший...
    Одно только мне непонятно, где могли познакомиться ленинградец Хочинский и москвич Окуджава? Вероятно на съёмках?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день, Лена.
      Имя, по-моему, v-marin или что-то в этом роде.
      А Хочинского я помню хорошо, и только по "Бумбарашу". В театре его не видел, а в кино заметных ролей у него врде больше и не было. Во всяком случае, не помню, хотя наверняка видел еще где-то.
      Что он автор текста этой песни я узнал только сегодня, когда стал искать текст, чтобы не ошибиться в цитате. А познакомиться могли где угодно. И Окуджава в Ленинграде, понятно, бывал, и Хочинский в Москве снимался.

      Удалить
    2. Да, именно так, v-marin! Вы подтвердили мою догадку! Это тот самый, простите за грубость, придурок с апломбом, я бы даже сказала, с манией величия. Мне кажется, завсегдатаи Эха раскусили его буквально с первых комментариев, и теперь сторонятся. А он, наоборот, ко всем вяжется, в основном именно для того, чтобы сказать всем, какие же они дураки. Что, как правильно заметил, Окуджава, не нравится ни дуракам, ни, впрочем, и умным. Никому не нравится, когда тебя не только считают дураком, но и говорят об этом вслух.
      А о Хочинском в свое время была передача из цикла "Чтобы помнили" Леонида Филатова. Наверняка Вы помните эту его авторскую программу о рано ушедших и почти забытых актёрах. Филатов вёл "Чтобы помнили" до самой смерти, с перерывом на то время, пока лежал в больнице с инсультом. Уже совсем больной, едва говоривший, с трудом ворочая языком, он упорно продолжал вести эту программу. О Каморном, Спиридонове, о многих других... В том числе и о Хочинском. Хочинский был женат на Антонине Шурановой, "княжне Мари" из "Войны и мира". Она очень любила своего Сашу...

      Удалить
    3. Программу Филатова помню, конечно. Хотя смотрел далеко не все выпуски.

      Удалить
  5. Почему-то у меня Александр Хочинский и Юрий Каморный вспоминаются всегда на пару. Одно поколение, похожий темперамент, земляки, чертовски талантливые. Совсем разные, конечно, но вспоминаются на пару...)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. У меня абсолютно то же самое. Мне вот сегодня показалось, что это Хочинского застрелили. Потом, когда заглянул в Вики, понял, что ошибся.

      Удалить
    2. Ну вы, мужчины, блин, даёте! Это ж надо - путать Каморного с Хочинским! Ну просто "попу с пальцем"! Единственное, что их немного роднит - это темперамент. Горячий, взрывной, страстный, как оголённый нерв!
      Юрий Каморный - общепризнанный красавчик, настоящий секс-символ в СССР. После выхода в советский прокат картины "Проводы белых ночей", где он исполнил главную роль, в него повлюблялась вся женская половина населения страны! А тремя годами ранее была роль Михаила в фильме "Зося". И его партнёршей, исполняющей заглавную роль в этом фильме, стала прелестная Маруся из "Четырёх танкистов..." - очаровательная польская актриса Пола Ракса. Недавно я смотрела передачу, где знаменитые польские красавицы-актрисы: Барбара Брыльска, Эва Шикульска, Беата Тышкевич и Пола Ракса предавались воспоминаниям о съёмках в Советском Союзе. И Пола Ракса призналась, что на съемках "Зоси" у нее приключился бурный роман с Юрием Каморным. Дело почти дошло до свадьбы, но не случилось...Помешало то, что невеста - иностранка. И хотя "курица -не птица, Болгария - не заграница (и Польша видимо тоже), но в то время (1966 год) это по-прежнему было непреодолимым препятствием для соединения "двух сердец", несмотря на оттепель. В связи с этим вспоминается "Варшавская мелодия", там ведь тоже была похожая ситуация. Мне помнится, в пьесе препятствием был вышедший закон, запрещающий браки с иностранцами.правда в пьесе Зорина действие происходит в более суровые послевоенные годы. Говорят, Каморный очень страдал от разлуки с Раксой. Мне лично Юрий Каморный больше напоминает любимого Тихонова, во всяком случае, внешне. На фотографиях тех времен, где знаменитых советских актеров любили снимать в полупрофиль и которые продавались в киосках Союзпечати, Каморный и Тихонов - вообще одно лицо!
      Да, оказывается, Хочинский долгое время играл в Ленинградском ТЮЗе вместе с женой, и не просто играл, а был без преувеличения звездой этого театра. Я читала комментарии к роликам с его песнями, так многие юные ленинградцы и ленинградки ходили в ТЮЗ специально "на Хочинского"! И все пишут, что играл он бесподобно! Странно, что и ты, Матвей, и Вы, Володя, коренные ленинградцы, пересмотревшие весь репертуар БДТ, не бывали в городском ТЮЗе и не видели игру Хочинского. Хотя, он практически ваш ровесник (1944 г р), и вы, наверное, к тому времени просто вышли из юного возраста.
      Кстати, и Каморный тоже некоторое время играл в Ленинградском ТЮЗе.

      Удалить
    3. Да, Лена, я признаю странность такого восприятия.
      Но что поделать - так есть. Они разные, но вспоминаются вместе.
      Я знаком с бывшей актрисой ТЮЗа Ларисой Дмитриевой, она несколько лет назад выпустила книжку воспоминаний "Ларискины рассказы". Пишет о всех своих театральных встречах и друзьях. О Хочинском и Каморном - одна глава. А следующая глава - о Высоцком...))

      Удалить
    4. Да, Матвей, пожалуй ты прав, а я, как всегда погорячилась. Ведь ты же сразу писал, что они разные, просто по каким-то чуднЫм законам твоей памяти соединены в ней одной цепочкой воспоминаний. Конечно, "разные, но вспоминаются вместе" - это одно, а когда путают одного с другим, меняют местами фрагменты их биографий (вот как Володя) - это совершенно другое.
      Конечно, они очень разные. Хочинский - это прежде всего актёр ПОЮЩИЙ. В Вики его даже именуют бардом, хотя он, в основном, пел чужие песни, и музыку, насколько я знаю, не сочинял. Но неизменно участвовал во всех бардовских концертах. Александр Городницкий пишет, что Хочинскому очень шла гитара, на сцене он был нервный, импульсивный, но глубоко чувствующий. У Александра Хочинского великолепный тембр голоса - бархатный с переливами, и сам голос очень красивый и сильный. Его отец, Юрий Хочинский, был довольно известным в стране эстрадным певцом, мать - тоже актриса как сын.
      Снимался он крайне мало, и, кроме "Бумбараша", только в незаметных, проходных ролях. Но зато в некоторых фильмах пел за кадром. Например, в ленте "Эскадрон гусар летучих" Станислава Ростоцкого о Денисе Давыдове. Хотя это Ростоцкий, и один из лидеров проката 1980 года, мне фильм не понравился. На мой взгляд, очень неудачный выбор Ростоцкого-младшего на главную роль, вообще не тот типаж. Налицо явное кумовство. Но песен в фильме много, хороших песен, и поет их Хочинский замечательно. Это, в основном, романсы на стихи самого Дениса Давыдова.
      Совсем другое дело - Юрий Каморный. Актер не поющий от слова "совсем". Если честно, то, как мне кажется, и известным-то он стал в большей степени за счет своей привлекательной внешности, а не актерского таланта. Хотя, конечно, надо отдать ему должное, совсем бесталанным он не был. Просто часто за красивым фасадом (внешностью) мы с трудом можем разглядеть внутренний мир человека, в том числе, актерское дарование. Это касается и женщин, и мужчин.
      Да, Каморный и коренным ленингадцем-то не был в отличие от Хочинского. Его малая родина - Урал, он, кажется, из Свердловской области родом.
      P.S. Матвей, а у тебя есть эта книжка -"Ларискины рассказы"? Мне бы хотелось почитать...

      Удалить
    5. Книжку Ларисы Дмитриевой постараюсь найти и прислать. Тебе будет интересно.
      Ты пишешь, что Каморный "не поющий". А я единственное. что помню из телефильма "Проводы белых ночей" - это его исполнение песенки "Звёзды в ночи светили". Даже все слова помню. Вот такие причуды памяти.

      Удалить
    6. Да, Матвей, ты опять прав. Как только ты написал про "Звезды в ночи светили", эту песенку в исполнении Каморного вспомнила и я! Но только мелодию, не слова. Такие вот у нашей памяти ... загогулины.
      Однако любой актер обладает музыкальным слухом и умеет петь. В театральные вузы просто-напросто не принимали тех, кому "медведь на ухо наступил", специально выявляли у абитуриентов наличие музыкальных талантов. Ты наверняка помнишь нашумевшую историю с поступлением Высоцкого, которого чуть не зачислили в того самого, безголосого, с оттоптанным медведем ухом.
      Но я все же под словом "поющий" имела в виду другое... Надеюсь, ты понимаешь, что именно я имела в виду...
      P.S. Я прочитала "Охоту" Тендрякова... Перед тем как читать последние страницы - медлила с замиранием сердца - просто боялась, что конец будет ну совсем не "хэппи"! Совсем-совсем не хэппи, а наоборот. Потом все же решилась и прочла. От сердца немного отлегло - все оказалось не так трагично, как я себе напридумывала, ведь квартира на Вернадского - тоже московская квартира, хотя, конечно, квартиру на Малой Бронной - в самом центре столицы было очень, очень жалко. (Горько усмехающийся смайлик). Потом напишу тебе на почту подробнее о своих впечатлениях, сейчас скажу лишь о том, как поразили меня шутливые строчки Эмки Манделя (Наума Коржавина) о России. "... Расцветает, расцветает, но никак не расцветёт". 48 год, а ведь как про нас писано! Про сегодняшнюю Россию! Правильно вчера сказал Володя: Россия в своем развитии не эволюционирует витками вверх, а просто бегает по кругу...

      Удалить
    7. "— Я, право, понимаю русских — почему не любят евреев, но не могу понять — почему они так любят негров?"
      Чего уж непонятного, дорогой Михаил Аркадьич: негры далеко, а евреи рядом...))

      Удалить
    8. Нынче русские любят негров значительно меньше, чем раньше. Потому как в связи с окрытием в 90-х границ, негры стали ближе. ( очень осторожно улыбающийся смайлик, одними уголками губ, дабы избежать упрёков в ксенофобии)

      Удалить
    9. Как мне помнится, любовь к неграм заметно ослабла гораздо раньше - во всяком случае, в крупных городах. Это было связано с большим количеством студентов из Африки, появившихся в советских ВУЗах.

      Удалить
    10. Именно так, Володя! Вы совершенно правы! Еще в 70-80-х, в Москве, где собственно, и тусовалась основная масса выходцев из Африки, в основном, студентов, обучающихся в столице, отношение к неграм, особенно на бытовом уровне, было препаршивым. Знаю об этом не понаслышке, практически "из первых рук" от своего троюродного брата-москвича. Он рассказывал даже, что в одном из парков Москвы в начале 80-х нашли одного такого представителя негроидной расы, повешенного на дереве. Брат говорил, что разборки группировок молодых парней-москвичей с неграми, доходящие до мордобоя, происходили постоянно. В основном из-за местных девушек (девушек белых, разумеется). Негры вели себя по отношению к девушкам развязно и нагло, видимо, считая женщин вторым сортом. "Курица - не птица, женщина - не человек"

      Удалить
    11. Ну, я-то помню по личному опыту, и еще в 60-е. Правда, разговоров о наглом поведении черных по отношению к девушкам слышал много, но ни одного реального случая не знаю. У нас на курсе африканцев (и вообще иностранцев) не было, возможно, поэтому мы не были заражена расизмом, и помню, как в пивбаре на углу Невского и Маяковского подружились с сомалийскими студентами и в конце концов пели с ними хором сомалийский гимн. Один, помню, был из бедной семьи, а второй принц, прямо по Высоцкому.

      Удалить
    12. Вот, нашла о Хочинском...
      https://www.culture.ru/persons/10609/aleksandr-khochinskii

      Прочитала и до сих пор сижу в оцепенении... Думала, что знаю об артисте многое, оказалось, не знала почти ничего...
      Прочтите, кому интересно. Наверное к Хочинскому (как и к Каморному, кстати) в полной мере относится изречение: "... посеешь характер, пожнёшь судьбу"...

      Удалить
    13. А это о Каморном....
      https://m.youtube.com/watch?v=9wNNd8ofKzw&feature=emb_rel_end

      Но как же он, всё-таки, похож на Вячеслава Тихонова! Поразительная внешняя схожесть. А внутренне, характерами - совершенно разные!
      Юрий Каморный.... Эххх, "головка забубённая"!

      Удалить
  6. Когда я заикнулась о толерантности (я тогда еще не знала этого слова, сказала только, что это нехорошо, что это расизм), брат запальчиво и гневно ответил почти так же, как в Матвеевой цитате. Мол, ты от них далеко, а мы - рядом! Вот будешь жить поблизости с неграми, посмотрим, что ты тогда запоешь. Сейчас, глядя на то как беззастенчиво лезут арабы со своим Уставом в чужой французский монастырь, я брата уже немного понимаю. Чуть больше понимаю.
    А насчет негритянских принцев и принцесс, что да, то да, их было в той же Москве как собак нерезаных. В Африке бесчисленное количество племён и у каждого племени свой царь/король, ну и принцев с принцессами, соответственно, тоже немерено. А русские девушки, видимо прельщённые экзотикой, все же выходили замуж за этих "принцев" и уезжали с ними на их родину по окончании учёбы. О чём потом, как оказалось, горько сожалели.
    Впервые увидела я негра близко весной 1973 года. Мы всем классом были в Москве на школьных каникулах. В то время в Москве находился и мой папа. Он повышал квалификацию при Академии бронетанковых войск, которую ранее и закончил. Мы встретились с папой в академическом буфете. Взяли еду, сели за столик и тут вдруг я вижу, что к нам направляется высоченный и очень крупный негр с подносом. И, не спрашивая разрешения (собственно, в советских столовках этого и не требовалось, ведь там всегда было битком, особенно в час обеда, и пустые столики просто не существовали в природе), садится за наш с папой столик. Впервые я увидела негра так близко, хотя до того, конечно, встречала африканцев на улицах Москвы. Иссиня-черный, даже лиловый (как у Вертинского) с головы до ног (я читала, что в зависимости от места рождения цвет кожи у негров разных оттенков черного, антрацита, а то и фиолетового и варьирует от светлых тонов до темных), с прической а ля Анжела Дэвис (только короче, ведь это был мальчик, а не девочка), этот представитель негроидной расы вызвал мой жгучий интерес и я стала исподтишка его разглядывать. Отчетливо помню то, что тогда меня поразило более всего. Когда темнокожий сосед по столику стал открывать бутылку кефира, я вдруг увидела, что внутренняя сторона его ладоней молочно-розовая как попка младенца! Особенно это было заметно на контрасте с иссиня-черной кожей всех остальных, доступных моему взгляду, частей его тела. Уже потом я узнала, что это у всех негров так, и касается не только ладоней, но и ступней. Наверное я очень сильно таращила глаза на экзотического соседа, хотя и пыталась не подавать виду, что мне жутко интересно. Сосед же не обращал на меня никакого внимания и невозмутимо пил свой кефир. Возможно он просто привык к тому, что вокруг него часто собирается толпа любопытствующих зевак вроде меня.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Интересно. А я вот совершенно не помню, когда увидел впервые черного человека. Видимо, никакого особого впечатления не было, не отложилось.

      Удалить
    2. Наверное так и было. А встреча в пивбаре с сомалийскими студентами не отложилась в памяти видимо потому, что Вы в тот момент уже были серьёзно подшофе. Я сужу о состоянии подпития в котором Вы тогда находились исходя из того факта, что Вы пели хором с этими студентами. Думаю, что человеку, напевающему вслух исключительно в душе или перед зеркалом в ванной, нужно было крепко "принять на грудь", чтобы без стеснения запеть в общем хоре! (Смеющийся смайлик)

      Удалить
    3. Впервые вижу упоминание о твоём брате.
      Двоюродный?

      Удалить
    4. Матвей, ты невнимательно читаешь. Я же написала - троюродный. Олег - сын маминого двоюродного брата. Дядя Слава закончил "Станкин" и в 70-е годы пять лет жил в Париже, работая в советском торгпредстве. Мы (Советский Союз) тогда вовсю продавали французам изделия нашей тяжёлой промышленности - станки и прессы. Помнишь, когда мы говорили о Мирей Дарк в связи со смертью, я упоминала дядю Славу, его французские подарки родственникам и красивый толстый журнал "Жур де Франс" с большой фотографией-постером Мирей на развороте? Ее фото из "Высокого блондина"? Неужели не помнишь? А Олег - сын дяди Славы, мой троюродный брат.

      Удалить
    5. Лена, встречу с сомалийцами я помню вполне хорошо, это было первое в жизни общение с иностранцами, как тут не запомнить. Кстати, пришли-то мы вполне трезвые и довольно долго общались, оказавшись за одним столом. Они по-русски достаточно хорошо говорили.А до песен дело дошло уже к концу.
      Просто это не был первый раз, когда я африканца увидел.

      Удалить
    6. Да, вот теперь СРАЗУ вспомнил, что троюродный. У меня память, как у золотой рыбки - только на один пост...))

      Удалить
    7. Рыбка ты моя золотая! Ты же и обиды только на один пост помнишь?! За то и люблю! (Смеющийся смайлик)
      P.S. А ты это чего про свою первую встречу с негром не пишешь?
      Сам своей цитатой завёл нас с Володей, и в кусты? Давай-давай, делись воспоминаниями. Какой-такой "дядя Том" тебе впервые попался?

      Удалить
    8. Володя, а этот коммент - Вам (а то в Вашем блоге запуталься можно, вернее, заплутать):)

      Я поняла, что не в первый раз, но близко, так, чтобы сидеть за одним столом, и даже обниматься - в первый?
      И еще вопрос: на каком языке вы исполняли сомалийский гимн? На английском? Мне почему-то кажется, что суахили Вы не владеете.
      Когда я работала в околотаможенной структуре, мой начальник отдела знал аж два языка: не только китайский, который ему полагался по работе, поскольку мы тогда вплотную работали с китайцами и Серёгу изначально брали в штат как переводчика, но и суахили. Он закончил какой-то институт военных переводчиков (точное название заведения я не помню), и они там учили два языка, на выбор. Сергей выбрал китайский, ну а к основному китайскому уже прилагался маловостребованный суахили. Как бы в нагрузку. Так вот, когда мы собирались отделом отметить какой-либо праздник или просто посидеть в компании, наш Серега непременно произносил тост, скажем, за именинника, на китайском. Но на китайский Сергей переходил только тогда, когда было выпито более половины припасённого на вечер спиртного. Мы, разгоряченные и расслабленные винными парами, ни слова не понимая, кроме, пожалуй, имени тостуемого, слушали эти гортанные звуки, похожие на птичье чириканье, и весело смеялись. А вот когда вечер подходил к концу, выпито было все и даже то, за чем пришлось дополнительно бегать в ближайший киоск, Сергей переходил на суахили. Опять ни черта не понимая кроме имени, мы все, уже сильно "хорошенькие", смеялись еще громче, еще веселее! Вот такая вот у нас была развлекуха.
      С чем сравнить язык суахили я сказать не могу, поскольку когда звучал тост на этом африканском наречии, я всегда была сильно "под мухой".

      Удалить
    9. А я среди них выросла. С одного года жила в Нигерии. Потом в Гане.

      Удалить
    10. Лена, объятия никаких не было, а гимн пели на их языке - я понятия не имею, какой в Сомали язык. Гимн какой-то очень короткий, так что они нам сказали слова, а мы запомнили и спели с ними хором. В то время память хорошая была.

      Удалить
    11. Здравствуйте, Елена. Какая, однако, богатая в географическом плане у вам биография.

      Удалить
    12. Володя, на суахили. На этом языке племени банту, объединяющим в языковом плане все африканские племена, говорят от Сомали до Мозамбика, включая Конго и Кению.

      Удалить
    13. Здравствуйте.

      Да уж. Родителям так хотелось вырваться из СССР хоть куда, как понимаю. Папа работал там переводчиком, мама- врачем.В те годы там было спокойно. Я, правда, переболела сильно малярией, чудом выжила.
      Вернулись, а вскоре развалилась страна, 90-е. Потом Канада, потом Дубай (2 года), Бермуды (3), опять Торонто, Кипр(2года, там дочка родилась). Теперь вот Австрия.

      В Харькове, городе студентов, тоже много было африканских студентов. Мы к ним нормально относились.

      А вот в Торонто столкнулись с совсем другими черными.

      Удалить
    14. Я тоже первый раз оказался за границей в год - в Польше и в Германии. Но следующего выезда пришлось ждаьб 47 лет.

      Удалить
  7. Этот мой комментарий тебе, Лена.

    Всё-таки я "первее" всех увидела вживую черных людей.
    Это было в 1957 году, когда в Москве проходил V1 Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Мы с друзьями тогда стояли на углу четной стороны ул. Горького и Садовой. А мимо нас на открытых грузовиках проезжали участники фестиваля, протягивая нам руки. А мы в ответ протягивали свои. Так что не исключено, что я и "поздоровалась" с кем-то из них.
    Некоторые гостеприимные москвички не ограничились визуальным знакомством с участниками, в результате чего появились черные "дети фестиваля". М.б., поэтому, Лена, твой брат уже тогда так негативно относился к черным.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, я слышал много, какое это было потрясающее событие для Москвичей. Ира, если можно, поподробнее.

      Удалить
  8. Ирочка, как интересно! А расскажи что-будь еще про те далекие фестивальные дни! Действительно все были на подъёме, ликовали и радовались, как показывают нам документальные кадры тех дней? У тебя лично эти дни прошли на позитиве? Что ты сейчас чувствуешь, вспоминая?

    ОтветитьУдалить
  9. "Студент из Нигерии Элуемунор Ричард Оказия, проходивший обучение в калининградском государственном техническом университете (КГТУ), спас тонувшую в море девушку ценой собственной жизни. Об этом сообщает РИА Новости.

    Молодой человек отдыхал со своей женой и другом на пляже Зеленоградска. В какой-то момент находившаяся в воде девушка начала звать на помощь. Ее уносило течением от берега. В море тут же бросились четверо парней. Студент из Нигерии первым доплыл до тонувшей девушки и вытолкнул ее из течения, однако сам не смог выбраться." Новый Калининград 19 июля 2021

    https://youtu.be/xjf5Igq-YdM

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Жалко парня. Но расистов, как и любых других ксенофобов, частными примерами все равно ни в чем не убедишь, а тем, кому удается преодолевать в себе заложенную от природы ксенофобию, частные примеры ничего не добавят. Частные случаи не меняют картину в целом.
      У нас вот был недавно драматический случай. Родители разрешили использовать для донорства внутренние органы сына, убитого арабскими террористами. И его почка досталась арабской женщине. Но, к сожалению, этот случай никак не повлияет на вражду между евреями и арабами...

      Удалить
  10. Не знаю, смогу ли я передать атмосферу восторга, эйфории, царившую все две недели фестивальных дней. Ведь многое забылось. Но попробую.
    Конечно, самое яркое впечатление - это Открытие фестиваля, а, вернее, встреча участников фестиваля, когда они ехали на Открытие в Лужники. Я вчера немного написала об этом. Нашей компании хватило ума, придти пораньше, чтобы оказаться в первом ряду, хотя удержать такую позицию под напором стоящих сзади было очень трудно. Такого столпотворения я, пожалуй, никогда больше не видела. Вся Москва высыпала на улицы.
    Долго ждали начала проезда колонны. А когда она появилась, это было что-то необыкновенное, фантастичное. Такое буйство красок, экзотических (да-да, я настаиваю на этом) лиц и одежды. Борта каждой машины и автобуса были расписаны разными красками и рисунками. Потом мы догадались, что они были как бы визитной карточкой делегации, ехавшей в этой машине. Постепенно машины замедляли ход и, наконец, совсем встали. Я уже писала, как мы приветствовали друг друга. Не знаю, сколько рук было пожато в тот день. И всё-таки нас оттеснили с первого ряда. Не представляю, какими усилиями милиции удалось разблокировать проезд по Садовой. В результате через несколько часов участники добрались до новеньких Лужников, где и состоялось открытие фестиваля. Не помню, как и когда я увидела несметное количество выпущенных голубей.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирочка, замечательно ты написала! Ждём продолжения, ведь первым фестивальным днём всё не закончилось? Конечно, это было грандиозное событие, первое крупное знамение наступившей в стране оттепели. Хрущёвской оттепели. Ну а Москва - географическая визитная карточка фестиваля. Я в далеком 57-м еще не родилась, а ты была полноправной участницей фестиваля - той самой молодёжью, возможно и студенткой тоже. Ты уже к тому времени училась, да, Ира?

      Удалить
  11. Продолжение.
    А потом начались фестивальные будни, не менее карнавальные и экзотичные. Конечно, попасть на какое-то серьезное мероприятие (различные выставки, бал в Кремле и т.д.) можно было только по приглашениям, которые раздавали комсомольские деятели. Но было много выступлений на любой вкус просто на открытых площадках. Можно было услышать разную музыку от какого-нибудь там-тама до джаза (по рассказам знатоков). Иногда стихийно возникали разнообразные танцы под хлопки или случайно оказавшуюся музыку. Так народ познакомился с рок-н-роллом. А по вечерам молодежь кучковалась, пытаясь наладить общение, но тут возникало непреодолимое препятствие в виде незнания языков. Так что часто приходилось ограничиваться улыбками или пожатием рук.
    Не помню, что было с моей работой, но у меня было впечатление, что не работает вся Москва. Как-то я зашла в метро, по-моему, на станцию "Охотный ряд", и была поражена, что станция, как и улица вся заполнена людьми. Молодежь была везде.
    В общем, для кого-то эти две недели, наверное, были неделями свободы, а для меня неделями просто радости, счастья и непреходящего карнавала.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Очень интересно, Ира. Читать чего-то читал, какие-то документальные съемки видел, но вот чтобы так - живые воспоминания - первый раз. Спасибо.

      Удалить

 Решил больше не писать о наших воздушных тревогах. Всего за несколько дней это стало рутиной. Так что теперь напишу, когда воздушные тревог...