Поиск по этому блогу

Постоянные читатели

понедельник, июля 12, 2021

 

Сегодня хочу написать о Гамлете. Я, конечно, не забыл Клячкина и не раздумал писать о нем. Тема Гамлета возникла в результате цепочки переходов, в начале которой был именно Клячкин.

Я хотел написать, что Клячкин — единственный, насколько я знаю российский бард, у которого есть песня, написанная на чужую музыку. В одной из любимых моих песен Клячкина "Не гляди назад" (https://www.youtube.com/watch?v=ai5HKphQVYU) только слова клячкинские. А музыка - Михаила Зива, из фильма "Баллада о солдате". Эта мелодия возникает, когда Урбанский, вернувшийся домой без ноги, уходит по перрону с женой… А вспомнил фильм — вспомнил Урбанского. Удивительный был актер, так жалко, что погиб совсем молодым. Сколько мог бы сыграть. Ярко выраженная мужественность, и при этом умение сыграть практически все — и страсть, и любовь, и тоску. Не знаю, с кем сравнить его в отечественном кино, а в зарубежном — разве что с Марлоном Брандо (только, по-моему, Урбанский был лучше во всех отношениях). И подумал, что Урбанский вполне мог бы сыграть Гамлета. Конечно, не такого, какого сыграл, скажем, Смоктуновский, а такого, о котором писал Гиляровский:

"Я помню, в чьем-то переводе вставлены, кажется, неправильно по Шекспиру строки,- но, по-моему, это именно то, что надо:

В белых перьях, статный воин
Первый в Дании боец...
Иначе я Гамлета не представляю".

И дальше:

" Мой Гамлет в лосиновых сапожищах и в тюленьей, шерстью вверх, куртке, с размаху, безотчетным порывом прыгает тигром на табурет дубовый, который не опрокинешь, и в тон этого прыжка гремят слова зверски-злорадно, вслед удирающему королю в пурпурной, тоже ограбленной где-то мантии, - слова:
Оленя ранили стрелой…"

Вот такого Гамлета мог бы сыграть Урбанский. Нечто подобное играет Мэл Гибсон, фактура позволяет. Но у Гибсона пустые глаза, а у Урбанского глаза говорили...

А потом я стал думать о вопросах, которые всегда возникают у меня, когда я думаю о Гамлете.

Первый — почему так резко меняется Гамлет в ходе разговора с Офелией.

От "Офелия! О радость! Помяни / Мои грехи в своих молитвах, нимфа" до "Я не любил вас", "Ступай в монастырь".

Шекспир очень скуп на ремарки. Они ему были ни к чему, видимо — писал-то он пьесы для своего театра, и всегда мог объяснить актерам, что имел в виду. Так что эту метаморфозу он никак не объясняет.

Некоторый намек есть — видимо, Гамлет как-то догадался, что его разговор с Офелией подслушивают ( Где твой отец? ... Надо запирать за ним покрепче, чтобы он разыгрывал дурака только с домашними). Но это лишь догадка. Я читал режиссерский сценарий Козинцева к его фильму "Гамлет". Там говорится, что Гамлет видит тени Клавдия и Полония, которые подслушивают из-за угла. Но в фильме Козинцев отказался от прямой подсказки, так что вопрос остается без прямого ответа. Хотя Смоктуновский-Гамлет вроде бы догадывается о происходящем без всякой тени, но это лишь предположение.

Второй вопрос — почему Гертруда так настойчиво хочет выпить отравленное вино в сцене поединка Гамлета с Лаэртом. И выпивает — вопреки просьбе мужа. Ее настойчивость даже подвигла Бориса Борисовича Гребенщикова написать про эту ситуацию песню со словами


Не пей вина, Гертруда,
Пьянство не красит дам.
Нажрешься в хлам - и станет противно
Соратникам и друзьям.


Подозревать мужа у королевы вроде не было никаких оснований. Но Радзиня играет так, будто все понимает и пытается спасти сына. Но с чего вдруг появилось это понимание?


И третий, самый главный вопрос.

Я совершенно не понимаю извинения Гамлета перед Лаэртом:


"Прошу прощенья, сэр. Я был не прав.
Но вы как дворянин меня простите.
Собравшиеся знают, да и вам
Могли сказать, в каком подчас затменье
Мое сознанье. Все, чем мог задеть
Я ваши чувства, честь и положенье,
Прошу поверить, сделала болезнь
".


"Мог задеть чувства, честь и положение". Это после того, как Гамлет убил отца Лаэрта и довел до самоубийства его сестру. Звучит просто чудовищно. Особенно если вспомнить, что сам Гамлет на протяжении всей пьесы хочет отомстить за смерть отца.

Если по поводу первых двух вопросов можно найти рациональные объяснения, то вот это извинение у меня просто в голове не укладывается. Что имел в виду Шекспир? (Или тот человек, который писал пьесы Шекспира).

3 комментария:

  1. Привет, Володя.
    Ничего себе - какая причудливая цепочка ассоциаций у тебя сложилась!
    Клячкин - Не гляди назад, не гляди - Баллада о солдате - Урбанский - Мужкственный Гамлет, которого он мог бы сыграть - Загадки шекспировского текста.
    Широко забираешь!!..))
    Но главное - всё интересно!

    ОтветитьУдалить
  2. А что творится со шрифтом? Твой текст невозможно читать, пришлось перетаскивать в Ворд и увеличивать размер.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Привет, Матвей.
      Я не знаю, в чем дело, у меня я вижу нормальный шрифт, хотя и поменьше обычного (не знаю, почему так получилось); я его сейчас увеличил.

      Удалить

 Решил больше не писать о наших воздушных тревогах. Всего за несколько дней это стало рутиной. Так что теперь напишу, когда воздушные тревог...