Вчера посмотрели немецкий фильм “Взорвать Гитлера” (оригинальное название - Elser – Er hätte die Welt verändert “Эльзер — он мог бы изменить мир”; на английском фильм называется 13 minutes). Фильм хорошо сделан, но в первую очередь заинтересовал сюжет. Это история реального человека - немецкого рабочего Георга Эльзера, который в ноябре 1939 года совершил в одиночку покушение на Гитлера - заложил бомбу с часовым механизмом в зале, где тот должен был выступать. Взрыв произошел, было много убитых и раненых, но Гитлер ушел с собрания раньше, чем предполагалось (за 13 минут до взрыва). Эльзера арестовали, но, как ни странно, не казнили сразу, а отправили в концлагерь; казнь состоялась лишь в апреле 1945 года. Фильм интересный, всем рекомендую.
Кстати, в фильме появляется Мюллер, который совершенно не похож на Броневого, зато похож на реального Мюллера.
После фильма я, заинтересовавшись, порылся в интернете и с изумлением узнал, что известно аж о 42 (!) покушениях, попытках покушения или планов покушения на Гитлера. Раньше все поражался пятью покушениями, которые удалось пережить Александру II, но 42 - это что-то запредельное.
Но в связи со всем этим я задумался вот о чем. Когда речь идет о политических терактах, где проходит грань, отделяющая террориста-преступника от террориста-героя? То есть, конечно, с точки зрения закона террорист всегда преступник, но я имею в виду отношение общества к террористам. Скажем, я читал, что после неудачного покушения Каракозова на того же Александра II в 1866 году общественное мнение было полностью на стороне государя- императора, его спасение праздновали, не слышал, чтобы кто-то (во всяком случае, вслух) сокрушался о промахе Каракозова. Но уже через несколько лет общественность объявила героиней Веру Засулич, которая стреляла в генерала Трепова; присяжные вынесли ей оправдательный приговор, а восторженная толпа вынесла бы ее из зала суда на руках, если бы власти не придержали ее освобождение, так что на руках выносили только адвоката Александрова.
Вера Засулич
А сколько приходилось читать о том, как либеральные адвокаты и зубные врачи укрывали в своих квартирах бомбистов. И как крупные промышленники снабжали деньгами “революционеров”.
В этой связи очень любопытно, как менялось отношение к полковнику Герсдорфу в Германии - в послевоенной Германии. Герсдорф не был разоблачен, пережил войну, даже дослужился до генерала (кстати, он был среди представителей Германии, которые обнаружили в Катыни трупы польских офицеров, расстрелянных в СССР) попал в плен к американцам... Выступал в качестве свидетеля в ходе расследования военных преступлений.
Когда после освобождения из плена Герсдорф попытался вернуться в армию (в 1945 ему было всего 40 лет), ему это не удалось. Немецкие офицеры в эти первые послевоенные годы считали его предателем. А впоследствии настроения в обществе изменились, и Герсдорфа стали осуждать за то, что он не был сознательным борцом с нацизмом с самого начала, и затеял покушение только в 1943, а не раньше... Очень умиляют эти непримиримые диванные борцы с мировым злом...
И все-таки, когда террорист становится героем? Особенно если этот террорист действует в военное время против своей страны - точнее, против ее руководства. Хотя между “руководством” и “страной” часто ставят знак равенства, особенно в военное время. Наверно, все зависит от того, кто победил в войне. А в отсутствие войны - какая власть придет на смену той, против которой боролся террорист. В этих случаях героями становятся те, кто действовал в интересах победителей в войне, или те, кого новой власти выгодно объявить героями. Тут обычно все просто и понятно. Хотя на примере Герсдорфа видим, что все-таки не всегда.
А вот с ситуациями, когда общество оправдывает террористов и объявляет их героями без поражения в войне или без смены власти, все не так просто.
Мне кажется, что общество, которое сколько-нибудь значительной своей частью поддерживает террористов, под какими бы благими лозунгами эти террористы не выступали, - это больное общество, которое плохо кончит. Во всяком случае, пример России - яркое тому подтверждение.
Прирвет, Володя.
ОтветитьУдалитьОчень интересный у тебя получился обзор о терроризме. Сложная тема.
Помню, Бернарда Шоу во время визита в СССР повели в Музей революции. Он был тогда настроен сугубо лояльно к Советам и к Сталину. Но никак не мог понять, зачем государство воспевает и героизирует терроризм, подпольщиков-нелегалов,и революционную борьбу.
"Вы, наверное, с ума сошли, что прославляете восстание ...Выбросьте отсюда всю эту опасную чепуху и превратите это в Музей закона и порядка!
Старик "просекал фишку", как сказали бы сейчас. Двоемыслие большевиков было очевидно свежему взгляду.
Привет, Матвей.
УдалитьЖивя в Израиле невозможно не размышлять о терроризме.
Люди меняются, при всем своем антисоветизме я в молодости восхищался героическими революционерами. Прошло все это постепенно.
А первый раз царапнуло еще в молодости, когда у Эренбурга прочитал вот это место:
"У меня был диковинный разговор с левым эсером, террористом Блюмкиным, который убил графа Мирбаха. В начале 1921 года он стоял за Советскую власть. Савинков тогда находился в Париже и поддерживал интервенцию. Узнав, что я еду в Париж, Блюмкин меня спросил, увижу ли я Савинкова. Я ответил отрицательно — наши пути разошлись. Блюмкин сказал: «Может быть, вы его все-таки случайно встретите, спросите, как он смотрит на уход с акта…» Я не понял. Блюмкин объяснил: его интересует, должен ли террорист, убивший политического врага, попытаться скрыться или предпочтительнее заплатить за убийство своею кровью.
Я тогда в первый раз понял, что террористы убивали не каких-то абстрактных врагов, а людей.
Хотя до однозначного осуждения любого терроризма мне было еще очень далеко.