Поиск по этому блогу

Постоянные читатели

четверг, марта 25, 2021

 По образу и подобию 

(продолжение) 

Итак, древние греки создали богов по своему образу и подобию. При этом в их мифах существует несколько вариантов истории появления людей, но особого внимания этому не уделяется, этот вопрос, видно, греков не сильно волновал.  

В иудаизме дело обстоит не так. Во всяком случае, если исходить из Торы /Ветхого Завета. 

В первой главе Книги Бытия достаточно подробно, поэтапно описывается сотворение мира. От первоначального этапа (“В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою”) до завершающего, в ходе которого земля, приобрела теперешний вид - конечно, с поправкой на то, как люди изгадили ее в ходе истории человечества, особенно на нынешнем этапе этой истории). Человек был создан в шестой день творения (“И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их”.) - непосредственно после гадов земных. И тут звучит первый тревожный звоночек. Каждый предшествующий этап творения в первые пять дней заканчивается фразой: “И увидел бог, что это хорошо” (звучит трогательно и наивно, абсолютно по-человечески, так и представляешь себе всесильного и всезнающего бога-экспериментатора, который, волнуясь, следит за результатами своего эксперимента и, увидев эти результаты, облегченно вздыхает: все хорошо, зря волновался). 

Но в конце описания шестого дня творения эта фраза отсутствует. Бог дает оценку результату всех своих трудов в целом: “И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма”. Оценка результатов шестого дня отсутствует. Стало быть, что-то не понравилось. 

Итак, человек был создан по образу и подобию бога. Но речь, как видно из последующего, явно идет о чисто внешнем сходстве.  

Во второй главе Книги Бытия мы читаем:  

“И взял Господь Бог человека, [которого создал,] и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его. 

И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь”. 

Тут важны два момента. Во-первых, бог способен на ложь. Ибо, как следует из дальнейшего, человек вкусил - и не умер, а лишь крайне разозлил бога. Во-вторых - бог создал человека по своему образу и подобию, но при этом этот человек не знал, что такое добро и зло, то есть был лишен морали и нравственности. По сути, это было лишь говорящее животное, внешне похожее на бога. Можно предположить, что бог создал его для развлечения. Все мы, наверно, с детства и до старости, попадая в зоопарк, проводили много времени у вольеров с обезьянами, поведение других зверей тоже может быть очень интересным (уж как интересно наблюдать за кошками!), но обезьяны особо привлекают нас тем, что похожи на нас.  

Кстати, во второй главе есть еще интересное расхождение с содержанием первой главы. В первой, как мы уже видели, говорится о том, что в пятый день были созданы одновременно и мужчина, и женщина, а во второй - что женщина была создана позднее посредством известной хирургической операции, после того, как бог сообразил с некоторым опозданием, что “не хорошо быть человеку одному” и решил: “сотворим ему помощника, соответственного ему”. Есть в Торе и ряд других противоречий. Это, по-моему, ясно говорит о том, что, вопреки утверждениям,  у Торы явно было много авторов, но не было квалифицированного редактора-составителя, который устранил бы нестыковки между текстами разных авторов.  

Далее, в третьей главе, излагается известная история грехопадения - дьявол соблазнил людей, и они, вопреки запрету, съели плод с дерева познания.   Дьявол разоблачил ложь бога и произнес очень важную фразу: “знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло”. Использование множественного числа (“будете как боги”) говорит о том, что Бог из Книги Бытия” - вовсе не единственный, но существование других богов скрывает, опасаясь конкуренции.  Но, главное, дьявол объясняет, что “по образу и подобию” - это именно о внешности, но бог вовсе не хочет, чтобы созданная для развлечения игрушка в чем-то сравнялась с ним и стала способна к нравственным оценкам и, соответственно, к критике. Чтобы не допустить этого, бог не постеснялся соврать, причем соврал-то глупо, развитие ситуации с деревом явно ставит под сомнение его всеведение. А поведение бога после того, как плод был съеден, когда, разозлившись, он проклинает Адама и Еву и изгоняет их из “Едемского сада“ - это проявление досады - не только из-за нарушение запрета, но из-за того, что его, всемогущего бога, уличили во вранье.  

Кстати, бог в этой сцене проговаривается, тоже использовав множественное число, и выдает свои страхи: “Вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно”. 

Животное-игрушка, от которого бог изначально был, видимо, не в восторге, вдруг отказалась выполнять приказы дрессировщика и стала угрожать полноте его власти. Этого бог людям не простил никогда.  

10 комментариев:

  1. Тут важны два момента. Во-первых, бог способен на ложь. Ибо, как следует из дальнейшего, человек вкусил - и не умер, а лишь крайне разозлил бога.//

    Может имелось в виду, что человек станет смертным с этого самого момента, запустится процесс умирания? То есть, таки вкусил- и умер. Днем раньше, днем позже,для бога время по-другому тикает, главное, что потерял статус бессмертного существа.

    //обезьяны особо привлекают нас тем, что похожи на нас.//

    А меня они особенно этим отталкивают. Никогда возле них не задерживалась. На львов приятнее смотреть.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Так Адам же не был бессмертным - это определенно следует из уже приведенной цитаты: "И теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно".

      Удалить
    2. "И теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно".

      Так это " дерево жизни" росло в эдемском саду, полагаю, и на него не было запрета, как на дерево знания. Т.е., Адам мог бы жить вечно, если бы Бог не изгнал его в день неповиновения.

      Удалить
    3. Возможность-то была. Но, судя по тому, как бог опасался, что Адам отведает плод с дерева жизни, оно, наверно, было обнесено колючей проволокой, а вдоль ограды собаки бегали.

      Удалить
  2. Errr, now I'm confused.

    "It is widely recognized that the notion of a primal sin resulting in humans losing their original immortal state plays a major role within Christian thinking that affirms the idea of original sin. Yet, one can see that certain streams of classical Jewish thinking also picked up aspects of this theological complex of ideas and also suggested that one fatal sin led first Adam in Eden (representing all humanity) and then later at the golden calf all Israel to lose their original immortal state."
    thetorah.com

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. https://www.thetorah.com/article/attaining-and-forfeiting-adams-immortality-at-sinai

      Удалить
    2. Я не знаю, откуда автор вашей цитаты взял это самое original immortal state применительно к Адаму, а тем более - применительно к израильтянам. В первоисточнике такого явно нет, а что выдумали потом богословы - это на их совести.

      Удалить
  3. Я раньше думала, что не вкуси Адам и Ева запретного плода, они могли бы жить вечно в Едеме.

    ОтветитьУдалить

 Решил больше не писать о наших воздушных тревогах. Всего за несколько дней это стало рутиной. Так что теперь напишу, когда воздушные тревог...