По образу и подобию
Предисловие
Давно хотелось мне написать о моем отношении к мифам Древней
Греции и мифам иудаизма (для меня, человека неверующего, Тора - это те же
мифы). И попытаться сравнить эти мифы. Я понимаю, что знания мои в этой области
крайне поверхностны (и это еще мягко сказано), но не могу противиться соблазну.
Так что нижеприведенный текст – это точка зрения дилетанта (это слово здесь
является эвфемизмом для «невежды»), которую не стоит принимать всерьез.
Свои скудные представления о мифах Древней Греции я получил
из трех книг. Первая – «Подвиги Геракла. Аргонавты» Николая Куна - у меня она
появилась еще в Архангельске. Очень было интересно, изложено все было очень
ярко, только огорчили печальные завершения обеих историй, особенно ужасная
гибель всего семейства Ясона. Второй книгой стали «Сказания о титанах» Якова
Голосовкера. Эту книгу я читал уже в Ленинграде, она вышла в 1957 году, и
раньше появиться не могла. Когда я ее читал, меня поразило, с какой болью и
тоской пишет автор о трагической судьбе титанов, которые стремились к свободе,
были уничтожены, а потом еще и оболганы после гибели. Много позже, уже в эпоху
интернета, я перечитал эту книгу, а заодно прочитал и биографию Голосовкера.
Тогда мне стало понятно – такую книгу мог написать не обычный кабинетный
ученый, а кабинетный ученый, прошедший через сталинские лагеря. Тогда же я
увидел фотографию Голосовкера. Наверно, он мог бы стать моделью для картины,
изображающей титана, дожившего до старости. Может быть, Атланта. Такого, каким он показан у Голосовкера.
Библию, точнее. Ветхий Завет, я тоже прочитал в «нормальном»
виде только взрослым, когда свояк Сема подарил мне «карманное издание» - небольшой
томик, содержащий более тысячи страниц мельчайшего шрифта на тончайшей бумаге.
До этого я читал только Новый Завет и знал доподлинно, а не в пересказе, соответственно,
только историю Сына и его последователей.
А историю Отца я изначально узнал из богохульной «Библии для
верующих и неверующих», в которой кратко излагается содержание Ветхого Завета с
издевательскими комментариями, которые тогда, в детстве, показались мне очень
смешными. Правда, когда я прочитал подлинник, мне книга Ярославского стала
казаться отвратительным зубоскальством, рассчитанным именно на неверующих,
которые подлинник не читали.
Потом, в 1966 году, в СССР была издана книга «Библейские
сказания» поляка Зенона Косидовского. В этой книге содержался уже вполне
уважительный сокращенный пересказ Ветхого Завета, который сопровождался
комментариями, содержащими исторические сведения, основанные на археологических
находках, и сопоставления с религиозными сказаниями других древних народов. Это
было очень интересное чтение. А потом, как я уже написал, я получил в подарок
полный первоисточник, в котором имелись даже карты древнего Ближнего Востока и
Израильского и Иудейского царств.
На основе сведений, которые отложились у меня в голове после
прочтения этих книг, и которые я освежил перед тем, как браться за этот текст,
я и хочу попытаться изложить свое отношение к религии древних греков, которая в
наши дни существует лишь в виде литературных памятников и сохранившихся
скульптур и развалин храмов, и к иудейской религии, которая благополучно дожила
до наших дней и является по сути основой жизни в стране, в которой я сегодня
живу.
Комментариев нет:
Отправить комментарий