По образу и подобию
(продолжение)
То есть, конечно, плохо
жилось тем, кто вступал в конфликт с богами-начальниками. Титанов, которые
пытались вести с богами открытую войну за власть, попросту уничтожили, оболгав
их после уничтожения, объявив их чудовищами. Но жестоко наказывались и те, кто
просто не проявил должную почтительность, кто подверг сомнению заведомое
превосходство богов во вполне земных делах. Богиня Афина Паллада считала себя
непревзойденной ткачихой. И когда смертная ткачиха Арахна вызвала ее на
состязание и не уступила ей в мастерстве, Афина порвала сотканное Арахной
полотно, избила ее, а потом превратила в паучиху со словами: «Ты будешь вечно висеть и вечно ткать, и будет длиться это
наказание и в твоём потомстве». Марсий осмелился вызвать
Аполлона на состязание по игре на флейте. Судьёй был Мидас, который
присудил победу Марсию. Тогда Аполлон подвесил Марсия на высокой сосне
и содрал с него кожу, а Мидаса за его суд наградил ослиными ушами.
Можно найти и другие подобные примеры. А героя Геракла ревнивая Гера
преследовала всю жизнь – просто за то, что он был внебрачным сыном Зевса. Был
бы Геракл каким-то незаметным древнегреческим Акакием Акакиевичем (вполне греческое имя),
может, и обошлось бы, Гера забыла бы о нем. Но Геракл со своими подвигами все
время был на виду, постоянно напоминая Гере об измене мужа. Поэтому мучила его
Гера всю жизнь самым страшным образом (в том числе наслала на Геракла безумие,
и в этом безумии он убил жену и сына). Так и не оставляла его в покое вплоть до
мученической смерти. Таких примеров можно тоже привести немало, боги были
любвеобильны и изменяли божественным женам постоянно. А жены устраивали сцены
ревности и жестоко преследовали разлучниц. Когда Зевс изменил Гере с нимфой Ио,
он, чтобы скрыть любовницу от мести жены, превратил ее в корову (тоже чудное
решение проблемы). Но Гера все проведала – и наслала на корову-соперницу
страшного огромного овода, который преследовал ее, куда бы она ни убежала. И
это еще далеко не худший вариант мести ревнивой Геры. Ее ревность и устраиваемые
ею пакости в какой-то момент настолько надоели Зевсу, что он привязал её к небу
и подвесил в небесах на золотой верёвке, к ногам были привязаны наковальни.
Примеры мстительности, тщеславия, мелочности и несправедливости богов можно найти
множество. Греки придумали богов по своему образу и подобию, так что ничто
человеческое было богам не чуждо, включая самое неприглядное. И здесь надо
отдать должное способности греков смотреть на себя в зеркало и не пенять на
зеркало, если увиденное им не понравится. Но в этом зеркале они видели не только плохое,
но и хорошее. И умели при этом видеть оттенки.
Наказывали боги, конечно, не только тех, кто выступил
против них, кто чем-то им не понравился. Наказывали и за неправедное поведение,
за обман, за преступления. Наказывали по-разному и весьма изобретательно,
проявляя жестокое чувство юмора. Сизиф сумел обмануть богов и прожить две
жизни. Узнав об этом, боги наказали Сизифа. Ему даровали бессмертие, которого
он так хотел. Но свою бессмертную жизнь Сизиф должен был проводить не на земле,
а в царстве мертвых, где обречен был вечно заниматься «сизифовым трудом». Среди
богов была и богиня правосудия – Фемида. Все знают ее изображение – повязка на
глазах, весы, меч… Но, кроме богини правосудия, у греков была еще и богиня
правды и справедливости. Реалистичные греки понимали, что правосудие – это одно,
а справедливость и правда – это другое. А ведь сегодня многие отказываются
признать неизбежность этого разделения. Реализм греков ярко проявился и в том,
что бог торговли Гермес в буквальном смысле с колыбели был искуснейшим вором,
причем воровал даже у своих собратьев-богов.
И все же, при всех своих человеческих
недостатках, боги, которых придумали древние греки, установили порядок, при
котором большинству жилось хорошо. Точнее, такую жизнь устроили себе люди,
которые исходили из указаний ими же созданных богов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий