Поиск по этому блогу

Постоянные читатели

вторник, июня 30, 2020

Евреи в России

Мне хочется рассказать, что думаю лично я о  «еврейском вопросе», подытожить свои многолетние размышления на эту тему.

Я не буду размахиваться на всю историю евреев в России, начну с предреволюционного периода. Конечно, жилось евреям в царской России плохо, и, естественно, им хотелось изменить свою жизнь к лучшему. Но, выбирая способ улучшить свою жизнь, евреи думали в основном не о революционных преобразованиях России, а о том, как бы из России уехать. Массовая иммиграция из России стала возможна в 1881 году. На этот момент евреев в Российской империи было около 4 миллионов. За период с 1881 по 1914 год из России иммигрировали примерно 2 миллиона человек – в основном в США (1,5 млн). Это на порядок больше, чем число евреев, участвовавших в деятельности всех российских революционных партий вместе взятых. С 1901 года количество иммигрантов стало превышать число прирост еврейского населения, чем дальше, тем больше, так что численность евреев в России стала сокращаться. В 1911-1914 годах среднегодовой уровень прироста составлял 16%, а средний уровень иммиграции – 21%. То есть убыль – 5% в год. При этом многие оставались в России только потому, что не было денег на переезд; нередко семья откомандировывала» наиболее энергичных мужчин в Америку, и ждала, пока те не заработают денег на проезд всем остальным членам семьи. Первая мировая война остановила этот процесс, иначе, глядишь, через пару десятилетий еврейский вопрос был бы в основном решен в России естественным путем, остались бы только те, кого жизнь в России устраивала.  
Это я все прочитал в интернете, а если говорить о том, что я знаю из жизни, то ни в моей семье, ни в семье жены, ни в семьях моих друзей-евреев революционеров не было. Дед мой, правда, еще подростком вступил в Бунд, но вернувшись в Россию после февральской революции, всю оставшуюся жизнь проработал врачом (с перерывом на отсидку). Точнее, два настоящих революционера в нашей интернациональной семье все же были. Муж сестры деда был революционером в России, а после революции занимал крупный пост в Закавказье. А муж сестры бабушки был румынский коммунист-революционер, бежавший от тамошних властей в СССР. Обоих мужей в итоге расстреляли. Но первый из них был армянином, а второй – румыном.  И у жены в роду о революционерах не слышно, зато значительная часть родни ее бабушки уехала в Палестину уже после революции. Свояк мой Семен Мазус лет написал книгу об истории своего рода – по отцовской и материнской линиям. Он разыскал самых дальних родственников во множестве стран мира, списался с ними, убедил их поделиться воспоминаниями и фотографиями. И в итоге построил генеалогическое древо своей семьи по обеим линиям, начиная с середины 19 века. Это при размерах семей в те времена. С указанием рода занятий и судьбы. На ветвях этого дерева – имена десятков людей в дореволюционный и первый послереволюционный период (в наше время – это сотни людей в полутора десятках стран). И ни одного революционера, ни одного партийно-советского руководителя, ни одного чекиста. А вот уехавших в те времена – хватает…
При этом остается фактом, что в партийном руководстве до революции и в советском руководстве послереволюционного периода число евреев весьма велико. Процент евреев среди руководителей значительно превышает процент еврейского населения в тогдашней России. Такое ощущение, что практически все относительно немногочисленные евреи, участвовавшие в революционном движении, после революции вышли в начальники. Чем это объяснить – также не пытаюсь объяснить Но вот что можно заметить. Число евреев среди ведущих шахматистов мира в конце 19 века и большей части 20 тоже значительно превышает процент евреев в мире. И здесь не берусь судить о причинах. Но сегодня вроде никто не говорит о еврейском заговоре в шахматах прошлого. Правда, возможно, это из-за того, что интерес к шахматам в России и во всем мире снизился по сравнению с 20 веком. А в свое время великий шахматист Александр Алехин написал в 1941 году для нацистской газеты статью «Арийские и еврейские шахматы», в которой шла речь о том, как вредит еврейское засилье мировым шахматам, и о еврейских шахматных заговорах, направленных против ненавистных евреям гоев.  После этого Алехин стал в шахматах изгоем, с ним никто не хотел после войны играть, все мировые шахматные федерации бойкотировали его. Кроме советской. В СССР, где до войны к Алехину относились как к предателю, после войны очень хотели провести шахматный матч на звание чемпиона мира между Алехиным и Ботвинником. Рассчитывали, что спившийся, больной Алехин (сохранявший титул чемпиона) наверняка проиграет, и Ботвинник станет чемпионом. Этот матч, слава богу, не состоялся из-за смерти Алехина, и Ботвинник заслуженно и достойно стал настоящим чемпионом, победив сильнейших шахматистов того времени.
Мало  кто, кроме совсем уж оголтелых антисемитов, считает следствием еврейского заговора непропорционально высокое число евреев среди нобелевских лауреатов. А вот количество евреев в послереволюционном советском руководстве антисемитам покоя не дает. Тут поневоле вспоминается фраза, приписываемая Черчиллю, который будто бы, объясняя отсутствие антисемитизма в Англии, сказал, что дело в том, что англичане не считают евреев умнее себя. Историчность этой фразы сомнительна, поскольку Англия всегда была вполне антисемитской страной, а никто из цитирующих не указывает источник. Но что-то в этой фразе есть, независимо от того, кто ее автор.  

Комментариев нет:

Отправить комментарий

 Решил больше не писать о наших воздушных тревогах. Всего за несколько дней это стало рутиной. Так что теперь напишу, когда воздушные тревог...