Сегодня день рождения Татьяны Друбич. Есть такие киноактеры,
которые становятся символом своего времени. Одни при этом становятся знаменитыми
и снимаются долго и успешно, у других карьера оказывается по тем или иным
причинам недолгой, но они все же запоминаются навсегда.
Друбич снималась не так много, но запомнилась сразу – с подростковой
роли в «Ста днях после детства». Но главное, по-моему, это «Асса». В финале
фильма звучала песня Цоя «Мы ждем перемен», но само появление этого фильма,
осознание того, что так стало можно, означало, что перемены уже наступили и идут
вовсю. И женским лицом этих перемен стало лицо Татьяны Друбич.
Наверно, с тех пор, как появился игровой кинематограф, стали
появляться актеры, олицетворяющие свое время, свою историческую эпоху. Хрущевская
оттепель в этом смысле для меня
характеризуется появлением Баталова и Смоктуновского. Они пришли на смену
довоенным Крючкову и Столярову. Вдруг оказалось, что на экране могут появляться
интеллигентные лица, что вполне положительные герои могут задавать вопросы и
сомневаться – в отличие от довоенных героев, которым размышлять не полагалось,
они должны были активно действовать в соответствии с последними указаниями
начальства и становиться героями, когда прикажет страна.
Актерам с интеллигентными лицами доставались лишь роли
меньшевиков в историко-революционных фильмах, врагов народа и эпизодические
роли иностранцев.
Характерна в этом смысле судьба актера Федора Михайловича
Никитина. Он стал знаменитым в годы немого кино. В ту пору кто-то из
отечественных критиков назвал его «князь Мышкин двадцатых годов», а из
иностранных - «Чарли Чаплин из русских степей». Но время сменилось – и остались
Никитину в кино только маленькие роли. Те, кто помнит «Операцию Омега», помнят,
может быть, и Федора Михайловича – он играл немецкого аристократа генерала
Шлоссера. А сам он был сыном царского генерала, учился в кадетском корпусе
(правда, предпочел в итоге актерскую карьеру). Понятно, что актеру с такой
внешностью нечего было делать в «Трактористах», «Парне из нашего города» и т.д.
Я познакомился с ним в 70-е. Мне тогда он казался глубоким
стариком (ему было примерно как мне сейчас), но он был подтянут, подвижен, «держал
спину», и голова у него была совершенно ясная. Как он выглядел! Вспоминается
фраза Паниковского: «Сразу видно человека с раньшего времени! Таких теперь уже
нету и скоро совсем не будет!». Это точно. Практически уже не было тогда, а
теперь нет совсем и не предвидится. Как он красиво ел, как красиво и умно говорил,
как умел уважительно слушать собеседника, как был галантен с дамами. Слава
богу, что выжил физически с его происхождением и его несоветскими манерами, но,
увы, серьезная актерская карьера его прервалась еще в молодые годы.
А в «оттепель» герои были другие, и фильмы появились другие.
И была надежда, была вера, что страшное позади, а теперь будет нормальная
жизнь. Только продолжался этот период шестидесятнического оптимизма недолго,
после короткого периода неопределенности (характерный пример – «Застава Ильича»
, 1963) появилось сознание
безнадежности, тупика («Июльский дождь», «Бегущая по волнам», 1966). И лицом
этой безнадежности стал, на мой взгляд, Олег Янковский. Его герой - человек с интеллигентной
внешностью, умный, таантливый, которому нет места в окружающей
действительности. Независимо от эпохи или среды. Это и гитлеровская Германия, и
революционная Россия (Некрасову, как и Брусенцову, нечего делать в России
Карякина) и выдуманный мир захаровских фильмов по великим сценариям Горина и,
наконец, СССР («Полеты…» Балаяна). Символично, что и умер Янковский рано.
Подумал сейчас: «А кто из киноактеров олицетворяет лицо современной России?».
Затруднился ответить. Может быть, из-за отсутствия лица?
Прочитала сегодняшний блог с большим интересом и удовольствием! Это моя тема, я в ней если не плаваю как рыба в воде, то по крайней мере, уверенно стою на твёрдой почве обеими ногами, в отличие от многих других, затронутых Вами тем. (Смеющийся смайлик). И всё, о чём Вы сегодня написали, нашло во мне живой отклик,вызвало приятные воспоминания. Не могу сказать, что я со всем согласна целиком и полностью, но мне нравится ход Ваших рассуждений, и он мне он понятен и, на мой взгляд, вполне логичен.
ОтветитьУдалитьВот только внесу одну маленькую поправку: пятисерийный телефильм про "подвиг разведчика", о котором Вы написали, называется "Вариант "Омега"! Резануло глаз, когда читала. (Улыбающийся смайлик) А вот книжка, по которой он снят, имеет несколько другое название: "Операция "Викинг". Очень хорошо помню эту ленту, противостояние героев Даля и Игоря Васильева (А разве в нем не чувствуется порода?) и особо запомнились женские образы: Прудникова (теперь Смирнова) и Печерникова. Мне кажется, у обеих этих актрис тоже аристократическая внешность и нестандартная красота, как и у Друбич. Они тоже вполне могли быть лицом того времени,и всё, что Вы поведали о Друбич, вполне можно сказать и об этих двух актрисах. И хотя Печерникову я не люблю, но и она снималась не очень много, а запомнилась сразу и навсегда. У каждого человека, наверное, свой актерский символ того времени, но Вы выделили Друбич и Янковского - это Ваше видение и я его понимаю и принимаю.
Федора Никитина очень хорошо помню в губенковской ленте "И жизнь, и слезы, и любовь". По-моему это его последняя киноработа.
Здравствуйте, Лена. Опять ваш коммент навел меня на мысли, которые я доформулирую и изложу позже. Помните, была реклама в перестроечные времена, когда звучал многозначительный голос: "Придет время - и я скажу все, что думаю по этому поводу". Мы все с нетерпением ждали, и продолжалось это довольно долго, пока, наконец, не ваыяснилось, что обладатель многозначительного голоса рекламирует какой-то мутный банк.
ОтветитьУдалитьПока скажу только, что в моем понимании актер, которого можно назвать "лицом времени" должен играть в фильме, отражающем это время и происходящие в этом обществе глубокие изменения. Такими фильмами применительно к Баталову и Смоктуновскому были, с моей точки зрения, "Дело Румянцева" и "Солдаты" соответственно.А Прудникова и Печерникова, на мой взгляд, в таких фильмах не снимались, хотя были у них вполне достойные роли в достойных фильмах. Во всяком случае, с моей опять же точки зрения, у Печерниковой. Прудникову-то я вспомнил, только когда увидел фото. Мне она никак не запомнилась, в отличие от Печерниковой, которую хорошо помню по "Доживем до понедельника" и "Первой любви". А Друбич повезло - она снялась в "Ассе"...