Барды
Мои музыкальные пристрастия крайне ограничены. Кроме джаза я
всю жизнь слушал активно только российских бардов, позднее – российский рок. Все
остальное – от случая к случаю, и не думаю, что это остальное как-то повлияло
на меня. А джаз, бары и русский рок – несомненно.
Впервые я услышал бардовское пение в 1960, когда мне было 15
лет. Естественно, это был Окуджава. Родители купили магнитофон «Яуза» (тот
самый, про который Галич написал «Есть магнитофон системы "Яуза",/Вот
и всё! ...А этого достаточно».
Что я слышал до этого? Бесконечные патриотические песни по
радио с раннего детства. К 15 годам эти песни вызывали у меня стойкое отвращение.
Советскую эстраду по радио и ТВ. Это меня мало интересовало за редкими
исключениями. Еще родители пытались приобщить меня к классике, таскали в
филармонию. Там я обычно, чтобы не уснуть, пересчитывал органные трубы. И когда
я услышал Окуджаву – это был «культурный шок». Я даже не представлял себе, что
так – можно. И что стихи, исполнявшиеся неизвестным мне тогда певцом-автором
без голоса под нехитрый гитарный аккомпанемент, могут так действовать. Отец
раздобыл где-то маленькую катушку, на которой поместилось десятка полтора
песен. Сегодня молодые видели такие катушечные магнитофоны разве только в кино,
с тех пор сменились несколько поколений воспроизводящих устройств, а тогда
магнитофон был еще редкостью. И он стал первой возможностью широкого
распространения неофициальной музыки из дома в дом. Или, точнее, второй
возможностью. Первой был «рок на костях» - предприимчивые умельцы записывали кустарным
образом запретный тогда в СССР рок-н-ролл с редких пластинок, привезенных из-за
границы «побывавшими» или отфарцованных у интуристов. Запись велась на «пластинки»,
материалом для которых становилась использованная рентгеновская пленка, так запись
«на костях» - это было вполне реально. Хотя могла быть и «на легких». Помню,
слушали в школьные годы «Мамбо-рок» в такой записи. Только много лет спустя
узнал, что это был Билл Хейли. Но рок - это было здорово, но не более того, тем
более, что танцевать я не любил и не умел.
А тут песни, которые берут за душу (штамп, конечно, но более
точных слов не подобрать). Простые слова, никакого пафоса, никаких соплей и
слюней, улыбка, ирония. Эти песни, включая метод их добывания, вызывали ощущение
свободы. Даже у меня, мальчишки, который сталинские времена почти и не помнил.
Тогда было ощущение, что пришла новая жизнь, и теперь все будет хорошо. И не
только у меня, люди старше, опытнее и умнее меня так думали тогда – они сформировали
поколение «шестидесятников», которые действительно поверили, что сталинские
времена – это было искажение «ленинских норм», искажение исправили и продолжают
исправлять, и теперь все будет хорошо. Ведь и сам Окуджава писал про «комсомольскую
богиню» (эта песня была на той пленке) и про «комиссаров в пыльных шлемах».
Правда, веры этой наивной хватило ненадолго, пошатнулась она преизрядно после скандала
на выставке в Манеже, после погромных встреч Хрущева с «преставителями творческой
интеллигенции». А потом дошли слухи, подтвержденные «голосами», о расстреле в
Новочеркасске, а потом был суд над Бродским, а через год – над Синявским и
Даниэлем, и все стало ясно.
Но тогда, в 60-м, вера была, и песни Окуджавы эту веру
поддерживали.
На той пленке были «Песенка о Ваньке Морозове», «Всю ночь
кричали петухи», «Песенка о солдатских сапогах», «По смоленской дороге», «Дежурный
по апрелю», «Из окон корочкой»… И, конечно, «Голубой шарик» (после того, как я
услышал почти всего Окуджаву, эта песня осталась одной из моих самых любимых). Пишу
названия – и будто слышу голос молодого Окуджавы, и вижу квартиру на
Таврической, где я слушал эту пленку с родителями.
А через год , в 1961, вышел альманах «Тарусские страницы», и там была
повесть Окуджавы «Будь здоров, школяр». И это тоже был «культурный шок», никто
в СССР еще не писал о войне так. В те годы существовала уже «лейтенантская
проза» (которая началась еще в 1946, когда Виктор Некрасов написал «В окопах
Сталинграда», к 61 году знали уже Бондарева и Бакланова. В этих книгах война
была показана без пафоса, буднично. Критика к этой литературе относилась кисло.
Писали, что из окопа, где сидели лейтенанты, не видна вся картина, даже термин
возник «окопная правда». То есть неполноценная. Хотя все-таки не клевета на великий
подвиг советского народа, и то хорошо. А Окуджава пошел дальше. Это была даже не
«лейтенантская», а «рядовая» проза, были показаны солдаты, которые думают не о
подвигах, а о еде и о том, чтобы выжить. Так войну показывал разве только
Ремарк. И пусть повесть критика обругала (да и о песнях в ту пору в «Комсомолке»
появилась гнусная разносная статейка «Сапоги всмятку»), все-таки это был голос
надежды. Который, повторюсь, брал за душу.
"А шарик вернулся, а он... голубой."
ОтветитьУдалитьВот тут мы с Вами опять совпали на все сто! Это и моя любимая песня у Окуджавы! Услышала ее впервые на первом курсе института (мне подарили на ДР виниловую пластинку фирмы "Мелодия" с песнями Окуджавы) и слушала потом бесконечно! Такая вроде незатейливая песенка, но необыкновенно подкупает именно своей простотой, ведь в ней буквально в двух словах - целая жизнь! Целая человеческая жизнь: от рассвета до самого заката. Очень душевная и милая песня!
Но вот что странно... Помнится, Вы мне как-то говорили про фильм, который мне понравился, а Вам - нет, что это у меня сугубо женский взгляд, и подобные ленты нравятся исключительно женщинам? Я поняла Вас так, что Вы подспудно делите весь кинематограф на женское и мужское кино и сами предпочитаете смотреть только мужское.
А как же тогда быть с песней "Голубой шарик"? Вам не кажется, что это женская песня? Чт скажете? (Улыбающийся смайлик)
Хочу уточнить. Про "Голубой шарик" я написал "одна из любимых", а не "любимая". Если выбирать "любимую", то я назвал бы "Батальное полотно".
ОтветитьУдалитьКино это все-таки товар, а товар выпускают, ориентируясь на определенные целевые группы. И есть фильмы, целевой группой которых являются женщины или мужчины. А есть фильмы "унисекс".
А "Голубой шарик" мне женской песней не кажется. На мой взгляд, это мужской взгляд на женскую судьбу.
"Кино это все-таки товар, а товар выпускают, ориентируясь на определенные целевые группы."
УдалитьВы считаете, что Феллини, Висконти, Антониони, Бергман, Тарковский, кто еще... Ларс фон Триер и так далее, перечислять можно долго, снимали свои шедевры, ориентируясь на определенную целевую аудиторию? Я так не думаю.
К тому же мы с Вами говорили о советском кинематографе. В совке кино не было товаром. Пропагандистской агиткой - это да, и довольно часто, причем по заказу (Комитета по Т и Р), но никак не товаром, хотя продавали, конечно, и советские фильмы на международном кинорынке. Но это, скорее, побочная, сопутствующая цель создания советского кино, никак не главная.
Мы говорили конкретно о режиссере Павле Любимове, снявшем, кстати, Ваш самый любимый фильм "Бегущая по волнам". Этот фильм по Вашей градации - унисекс, я правильно понимаю? На какую целевую группу он рассчитан? И кто рассчитывал? Режиссер или сам автор сюжета - Грин?
Мне, все-таки, кажется, что если фильм "Школьный вальс" того же Любимова больше нравится женщинам, чем мужчинам, то это вышло случайно, а вовсе не специально задумано. Может быть дело в драматургии, не знаю... Я соглашусь с Вами в том, что некоторые фильмы больше нравятся мужчинам, а другие - женщинам. Но не потому, что так было задумано, а просто потому, что так "склалось"!
Что же касается песни "Голубой шарик", то я почему-то думала, что Вы именно так и ответите! Что ж, сойдёмся на том, что Окуджава - большой знаток женской психологии! (Лукаво улыбающийся смайлик)
В принципе любой профессиональный художник, который зарабатывает на жизнь своим ремеслом (или, если высокопарно, творчеством), делает товар, предназначенный на продажу. «Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать»). В этом смысле очень характерен Джек Лондон (я, по-моему, у Ирвинга Стоуна читал), который играл с гостями в карты, и если проигрывал, оставлял гостей, поднимался в свой кабинет и дописывал столько слов, сколько нужно было при его расценках, чтобы компенсировать проигрыш. Режиссер может и не думать о целевой группе, а продюсер, который выбирает режиссера и сценарий, - должен. Целевая группа вовсе не обязательно пол, а и возраст, род занятий, определенный этнос, религия и т.д. Производство фильмов стоит дорого, и если не будет окупаться, то и кино не будет – никто денег не даст. В советском кино была цензура – идеологическая (а в США – «нравственная»), это накладывало, естественно, определенные ограничения, но никак не мешало кино советскому кино быть очень успешным бизнесом. У советского кино была высочайшая рентабельность. Наверно, мало было в СССР других столь прибыльных отраслей. Вот здесь https://www.kommersant.ru/doc/370022 вы найдете интервью с зампредом советского Госкино Павленком. Оно так и озаглавлено: «Рентабельность советского кинематографа составляла 900% в год». Думаю, что коммерческому американскому кино такие показатели и не снились.
УдалитьПо поводу понимания Окуджавой женской души ничего сказать не могу. По-моему, если говорить об этой песне, ему просто жалко женщин.
И всё-таки в СССР кино, деньги на которое давало государство, снимали не ради рентабельности! Отнюдь не ради самоокупаемости. Главная цель кинопроизводства была другая. Даже если киноотрасль была бы убыточной в финансовом плане, государство всё равно бы эту "лавочку" не прикрыло и по-прежнему вкладывалось бы в кинопроизводство.
УдалитьА высочайшая рентабельность советского проката объясняется просто. У советского человека выбор развлечений, так сказать, культурный досуг был крайне скудным, в отличие от той же Америки. Наши люди в этом плане, что называется, "слаще морковки ничего не едали"! Театр - развлечение для избранных, для довольно узкого круга интеллектуалов-ценителей; бары, кафе, рестораны были в СССР в зачаточном состоянии, к тому же их было в принципе очень мало и далеко не всем гражданам они были по карману, да и вообще эта "буржуазная отрыжка" не для советского человека, а вот кино было действительно массовым! Не просто "важнейшим из искусств", а именно доступным и массовым. Советские люди массово ходили в кино - именно там большинство и проводило свой досуг. Отсюда и высокая рентабельность. И вторая, нематериальная часть знаменитого древнеримского выражения "Хлеба и зрелищ" в СССР в основном приходилась именно на кинематограф.
Я ТАК думаю! (Улыбающийся смайлик)
Вы, Лена, посмотрите списки самых кассовых фильмов в советском прокате - отечественных и иностранных. Сплошное коммерческое кино (это вовсе не ругательство, там и хорошие, и плохие фильмы есть). Наверно, в сталинские времена на первом месте действительно стояла идеология - так в результате в СССР кино в последние годы жизни Сталина почти прекратилось. Так что перешли на выпуск коммерческих фильмов, а обязательные "идейные" приносили убытки, которые покрывали "кассовые" фильмы. Вы почитайте, как этот самый Павленок пробивал выпуск "Пиратов 20 века" - самой кассовой советской картины.
УдалитьА самым популярным видом досуга советских людей был не просмотр кинофильмов, а распитие спиртных напитков. Это обходилось, кстати, гораздо дороже кино. Мы в молодые годы за бутылкой проводили гораздо больше времени, чем в кино. Но не в ресторанах, конечно. А в самых разных местах, включая, кстати, кинотеатры.
"Вы почитайте, как этот самый Павленок пробивал выпуск "Пиратов 20 века" - самой кассовой советской картины."
УдалитьВот именно что - "пробивал"! Это слово отражает реальную картину советского кинопроизводства и проката, господство цензуры в том числе, причем и в брежневское время тоже. А ведь мог бы и не "пробить"! И один из самых кассовых советских приключенческих "боевиков" мог и не выйти на широкий экран! И плевать на рентабельность, на массовость и кассовость плевать - идеологическая подоплёка - верность марксистско-ленинским идеалам гораздо важнее прибыли! А то, что люди не хотели смотреть "идейные" фильмы, а только чистое "развлекалово", как не желали читать всякие там "Малую землю" с "Целиной", сиротливо пылящихся на полках книжных магазинов, так это, как раз, очень понятно! Но решали-то не они!
Я очень хорошо помню эту ленту. И не потому, что была от нее в восторге, как раз, наоборот, я в принципе не люблю боевики. Просто в этом фильме играет печально известный Талгат Нигматулин... Такой яркий взлёт и такой страшный, преждевременный конец... Ужасная судьба, не позавидуешь. Талгат - друг Ерёменко-младшего, они, кажется, однокашники по ВГИКу. И тоже ранняя смерть - всего сорок пять...
Хотя я ни в бога, ни в чёрта не верю, но что-то в этом есть мистическое... Злой рок. Неотвратимый и неумолимый.
Еременко я впервые увидела и полюбила в герасимовском "У озера". Казалось бы, всего лишь эпизод - но какой яркий и запоминающийся! Очетливо помню нечаянную встречу героини фильма, Лены Барминой, с персонажем Ерёменко и мгновенные чувственные флюиды, возникшие между ними. Как сейчас говорят, "химия"! (Улыбающийся смайлик). Еременко учился в мастерской Герасимова и Макаровой - мне кажется, он достойный ученик мастера. Я все время думаю, может зря он ударился во все эти восточные единоборства? Выбрал эту стезю "качка" в кино? Глядишь, и не умер бы в расцвете лет...
Насчет бутылки... Не думаю, что повальную приверженность советских людей "зелёному змию" можно отнести к одному из видов культурного досуга. Хотя, если выпивать "культурно" - без мордобоя и битья опустошённой посуды из-под портвешка 777 или Агдама, да еще и за высокоинтеллектуальными разговорами - то почему бы и нет! Ведь есть же такое понятие "культура пития"? (Смеющийся смайлик)
"Пробивать" в косной и неповоротливой советской системе приходилось практически все и везде - не только в кино, но даже в "оборонке". Начальство знало, что если все будет по-старому, то ничего плохого не случится. А с новым неизвестно как обернется. А уж в области, связанной с идеологией, тем более.
ОтветитьУдалитьПомните у Галича:
...Разговор про творчество
Идет в ЦК.
Репортеры сверкали линзами,
Кремом бритвенным сверкала харя,
Говорил вертухай прилизанный,
Непохожий на вертухая :
"Ворон, извиняюсь, не выклюет
Глаз, извиняюсь, ворону,
Но все ли сердцем усвоили
Чему учит нас Имярек?!
И прошу, извиняюсь, запомнить,
Что каждый шаг в сторону
Будет, извиняюсь, рассматриваться
Как, извиняюсь, побег!"
Но, тем не менее, "оборонка" развивалась, а коммерческие фильмы выходили. И закупались, кстати. В этом смысле любопытен список самых кассовых иностранных фильмов - на превом месте "Есения" (не смотрел, но представляю себе), а дальше в основном индийские фильмы.
Деньги-то нужны были, а где их взять? Товаров-то нормальных не было. Поэтому и водкой торговали, и бормотухой - под непрестанную борьбу с пьянством.
"Деньги-то нужны были, а где их взять? Товаров-то нормальных не было."
ОтветитьУдалитьА про "чёрное золото" Вы забыли? Именно в брежневское время СССР прочно подсел на нефтяную иглу. Да так подсел, что к 80-му году доход от экспорта нефти и нефтепродуктов составлял более 2/3 от общего валютного дохода страны. Все остальные валютные поступления, даже суммарно, не сравнимы с выручкой от экспорта углеводородов. И нормальные заграничные товары закупались, в основном, именно на нефтяные деньги! Своих качественных товаров при плановой советской экономике, действительно, не было.
Вы не смотрели "Есению"?????!!!! (Смайлик, картинно выпучивший глаза в немом изумлении). Владимир, но как же Вы живёте-то с этим? (Смеющийся смайлик).
Срочно посмотрите! Чтобы уверенно шагать в ногу с "массами"!
Я видела эту ленту. Душешипательная слёзовыжималка - мексиканская мелодрама с чисто болливудским сюжетом: "я - твой отЕц! А я - твоя мать!" И все рыдают, обнявшись.
Мне этот фильм запомнился только потому, что актриса, играющая роль "цыганки" Есении, поразительно похожа на молодую Джину Лоллобриджиду, какой я её впервые увидела в "Фанфан - тюльпане". А в остальном - чистый Болливуд, только перенесённый на латиноамериканскую почву. Но "наши люди" обожали подобные фильмы. Поколение моих родителей восхищалось, конечно, Раджем Капуром в его знаменитых "Бродяге" и "Господине 420", а мои ровесники и последующие поколения советских зрителей фанатели от какого-нибудь Митхуна Чакроборти в "Танцоре диско"...
Да, вспомнился мне еще один болливудский шедевр - "Зита и Гита"! Ярчайший образчик Болливуда - эталон слезливой пошлости затертого до дыр мелодраматического сюжета и дурновкусия. Да, еще и с песнями и танцами с бубном! Вот "Зита и Гита" наверняка переплюнул "Есению" по кассовости! Этот фильм появился в советском прокате на несколько лет раньше мексиканской (редкий гость на советском экране, кстати) ленты и прочно завоевал сердца миллионов простодушных и неискушенных зрителей.
Смеюсь, но меня эта болезнь под названием "индийское кино", миновала. Вернее, я переболела ею в шестом классе, выработав стойкую ремиссию и даже хороший иммунитет! (Смеющийся смайлик). И слава богу! Я об этом ничуть не жалею! (Смеющийся смайлик)
Я по молодости суров был в оценках и не любил масс-культуру. Я и из индийских фильмов видел только "Бродягу" в раннем детстве по телевизору. И еще в юности, помню, был какой-то боевик про безрукого героя, который всех ногами запинывал.
УдалитьИ Лоллобриджиды я не поклонник был. Актриса она, на мой взгляд, никакая была, а этот тип женской красоты не в моем вкусе. Мне в смысле внешности в этом поколении Софи Лорен нравилась, так она еще и играть все-таки умела.