Коммунизм — это молодость мира
Строчка, использованная в качестве заголовка, взята из стихотворения Маяковского "МЮД".
В полном виде эта фраза у Маяковского выглядит так:
Коммунизм -
это молодость мира,
и его
возводить
молодым.
Это стихотворение написано в 1926 году, и заканчивается оно так:
Раструбим
по земле
МЮД,
малышей
и юношей день.
Я вспомнил это стихотворение, когда вспоминал советское кино. И сообразил, что в сталинскую эпоху фильмов о "малышах и юношах" практически не было. Из фильмов довоенного времени и припомнил только "Тимур и его команда", а фильмов о юношестве не вспомнил вообще. Если, конечно, не считать "Юность Максима", в котором юного Максима играл 33-летний Чирков, который выглядел, пожалуй, старше своих лет. А в послевоенное время фильмов не только о юношестве, вообще было мало. Для ситуации в советском кино в период 1943-1953 годов был даже придуман специальный термин "малокартинье". Чем дальше, тем фильмов становилось меньше. В тяжелейший военный 43 год был снят 21 фильм, в 1951 — 13, в 1952 — 12 полнометражных фильмов.
Причем любопытно, что это были за фильмы. Молодежи там места практически не было.
Вот список за 1952 год:
"Джамбул" (это был такой казахский народный поэт, который якобы писал стихи, воспевающие жизнь в СССР и советских вождей, его очень популяризировали в те годы)
"Композитор Глинка"
"Концерт мастеров украинского искусства"
"Майская ночь или утопленница" (естественно, по Гоголю)
"Максимка" (экранизация рассказа русского писателя-мариниста 19 века Станюковича)
"Навстречу жизни"
"Ревизор" (фильм-спектакль)
"Садко"
"Учитель танцев" (фильм спектакль с Зельдиным)
"Школа злословия" (фильм-спектакль по пьесе Шеридана).
Удивительно, но в этом списке всего один фильм о современности - "Навстречу жизни". И как раз о юношестве. Я этот фильм не смотрел, но, судя по аннотации, это, как я понимаю, чисто пропагандистский фильм, предназначенный для борьбы с предубеждением против ремесленных училищ, которое существовало в народе. В 40-50 годы существовали училища для подростков (с 14 лет), в которых те (предположительно, после семилетки) получали профессию, находясь на государственном обеспечении. Дело, наверно, было полезное, квалифицированная рабочая сила была нужна, а сирот после войны было множество, так что в "ремеслухи" шли в основном детдомовцы и дети, росшие без отцов. Но при этом "ремесленников" в народе считали хулиганами и ворами, полагаю, небезосновательно. Детям, которые плохо себя вели, родители грозили не только отдать их милиционеру, но и отправить в ремесленное училище.
И в школе тем, кто плохо учился, учителя говорили: "Будешь так учиться — пойдешь в ремесленное". В ту пору появилась "страшная клятва, заменившая традиционное "чтоб мне провалиться" — "чтоб меня ремесленники съели". Ремесленных училищ не стало (позднее им на смену пришли ПТУ с примерно такой же репутацией), а клятва продолжала существовать. Был, кстати, еще один фильм, в котором фигурировали ремесленники — "Здравствуй, Москва" (1945). Одна из основных тем фильма — искоренение предубеждения, которое старый, положительный, но все же не вполне сознательный мастер испытывает к ремесленникам.
Не буду перечислять фильмы 1951 года, но там ситуация была примерно такая же.
Смерть Сталина спасла совсем уж захиревшее советское кино, уже в 1953 (вождь только-только умереть успел) вышло 29 фильмов, а в 1956 — 56. И тематика фильмов изменилась практически сразу. В советских фильмах появились эти самые малыши и юноши.
(продолжение следует)
Володя, привет.
ОтветитьУдалитьМне в почту этот пост пришёл почему-то дважды, с интервалом 20 минут. Я сначала подумал, что ты задублировал по ошибке.
Но смотрю - в блоге вроде он размещён только один раз.
Чудны дела твои, Господи!
Привет, Матывей.
УдалитьНет, все правильно. Я разместил текст, но там что-то с форматом не заладилось, так что я его удалил и выложил снова.