Коммунизм — это молодость мира
(продолжение)
В советских фильмах появились эти самые малыши и юноши.
Уже в 53 году вышел фильм "Алеша Птицын вырабатывает характер" — про "младший школьный возраст". Фильм был отвратительный, фальшивый, я это даже тогда почувствовал, но это был фильм про школу! Кстати, в этом фильме мог сняться Валерка Ролич, он не прошел кастинг… А в 55 году вышел фильм о старшеклассниках — "Аттестат зрелости". В этом фильме дебютировал в кино Лановой.
Вообще это было время дебютов — и актерских и, главное, режиссерских. В течение 3-4 лет дебютировали Чухрай, Рязанов, Алов и Наумов, Хуциев, Бондарчук в качестве режиссера, Гайдай, чуть позже — Данелия… ВГИк-то работал и в период малокартинья, режиссеров выпускали. Только снимать им не давали — фильмов не хватало даже для маститых, куда там молодым… Но учили этих молодых режиссеров эти маститые хорошо, так часто когда молодые, наконец, получили возможность работать, в советском кино произошел прорыв; такой прорыв был в первые послереволюционные годы, когда в кино пришли совсем молодые Козинцев и Трауберг, Эйзенштейн, Пудовкин, Эрмлер… Но то прорыв закончился застоем и упадком периода малокартинья. А теперь сразу появилось множество молодых, да и "маститые", как оказалось, за годы застоя снимать не разучились. И даже экспериментировать. Как неожиданно было увидеть "мультипликационно-игровую" "Баню" по Маяковскому, которую снял Юткевич после "Человека с ружьем" и "Якова Свердлова". Козинцев, Иосиф Хейфец, Ромм сняли свои лучшие фильмы в послесталинский период.
Революционным стал фильм "Дело Румянцева" Хейфеца. Это был крепкий, хорошо сделанный фильм. Но в этом фильме появился молодой актер с интеллигентным лицом — Алексей Баталов. И играл этот актер не какого-то инженера-карьериста или меньшевика (в сталинский период других ролей актерам с такими лицами не доставалось, героев играли такие, как Столяров и Крючков, который выглядели как люди от станка или от сохи)), а положительного героя, причем рабочего (шофера). Отсюда было уже совсем недалеко до Смоктуновского; во внешности Баталова все-таки проглядывалось что-то "народное", а у Смоктуновского этого "народного" не было начисто.
Но революционность фильма была даже не в этом. Главное — в нем арестовывали и обвиняли невинного человека. Конечно, не КГБ (это было бы чересчур даже для оттепели), а милиция, но раньше и такое просто представить невозможно было. Но и этого мало, коллеги героя Баталова не поверили в невиновность обвиненного и целой делегацией явились в милицию заявить об этом. Это была действительно революция, которая смела незыблемый в сталинские времена лозунг "органы не ошибаются".
Появились фильмы не только о школьниках, но и об абитуриентах, поступающих или не поступающих в ВУЗы ("В добрый час", 1957). И о тех, кто в институт после школы не поступает, а идет служить в армию (кстати, фильмов о молодых солдатах в мирное время до того вроде бы не было вовсе. А тут — в один 1955 год сразу два фильма о деревенских парнях, идущих в армию. Причем фильмы были построены по абсолютно одинаковой схеме схеме — до армии герой — шалопай, лодырь и бездельник (хотя и обаятельный), которого колхозный коллектив осуждает. Попав на армейскую службу, герой поначалу сохраняет прежние привычки, но в армии из него быстро делают человека, и он становится настоящим советским солдатом и даже продвигается по службе.
А в итоге, вернувшись домой, женится на девушке, с которой до армии у него не складывалось.
Фильмы были просто близнецы, даже названия были схожие — по фамилиям героев — "Солдат Иван Бровкин" и "Максим Перепелица". И сняты оба фильма, как ни странно, как я уже сказал, в один год, правда, все-таки на разных студиях. Разница была только в том, что Иван Бровкин дослужился до ефрейтора, а Максим Перепелица — аж до младшего сержанта. И еще актеры в этих фильмах-близнецах были разные и совершенно не похожие друг на друга. Ивана Бровкина играл Леонид Харитонов, а Максима Перепелицу — Леонид Быков.
Ещё до "Алеши Птицына" был фильм "Первоклассница". Тоже сусально-назидательный, хотя и снятый по повести Евгения Шварца. Пожалуй, это было моё первое кино-впечатление наряду с "Александром Невским".
ОтветитьУдалитьПотом по сюжету "Первоклассницы" был сделан диафильм.
Поскольку возможности повторного просмотра кино были минимальными, смотрел многократно эту статичную версию с подробными титрами внизу кадров.
Тоже интересная была веха развития культуры - диафильмы. Они у нас в семье благополучно дожили до моего сына, он с удовольствием их смотрел. А вот внуки уже не проявили ни малейшего интереса к такому способу подачи, они уже избалованы доступными и качественными современными видео. Эпоха диафильмов закончилась.
Привет, Матвей.
ОтветитьУдалить"Первоклассницу" я не вспомнил, потому что не смотрел.
А фильмоскоп у меня, конечно, был. Помню, что была киплинговская сказка "Почему у слоненка длинный нос" и "Синдбад-мореход". и еще "Редут Раевского" - про эпизод Бородинского сражения. Но до появления дочери фильмоскоп не дожил, не помню, куда он подевался. Наверно, отдали кому-то.
А свое первое киновпечатление я не помню. Помню, что смотрел в первом классе - "Тарзана", "Королевские пираты", "Багдадский вор"... А что смотрел до школы - не помню.