Bad Girls in Bible
В целом в Евангелиях трудно найти "плохих девочек", девочек там вообще мало, в основном где-то на фоне — статистки, которых в ремарках (если бы Евангелия были написаны в форме пьес) можно было бы обозначить "пациентки" и "поклонницы". Активную роль в развитии сюжета играют только Саломея (которую, правда, в Евангелиях даже по имени не называют) и ее мать, и, разумеется, Мария (та, которая Богородица), поскольку без нее вообще никакого сюжета бы не было.
В Ветхом Завете дело обстоит совсем не так. Женщин там много, и они нередко играют важную роль. Более того, одна из книг Ветхого Завета даже названа именем женщины — "Книга Руфь". Причем при этом еще и не иудейка (во всяком случае, изначально). И это женщина исключительно благородная и преданная. Когда после смерти мужа Руфи ее свекровь предлагает ей вернуться в дом родителей, поскольку у свекрови ничего нет, им попросту голод грозит, Руфь остается со свекровью, и ее слова — одно из самых ярких, на мой взгляд, мест в Библии: "Не принуждай меня оставить тебя и возвратиться от тебя; но куда ты пойдешь, туда и я пойду, и где ты жить будешь, там и я буду жить; народ твой будет моим народом, и твой Бог - моим Богом; и где ты умрешь, там и я умру и погребена буду; пусть то и то сделает мне Господь, и еще больше сделает; смерть одна разлучит меня с тобою". Глубина чувств, переданная в древнем памятнике литературы просто потрясает. Отношения невестки и свекрови во все времена были делом серьезным, и это стало темой для целой библейской книги. Про отношения между тещей и зятем я в Ветхом Завете ничего вспомнить не могу. В наше время серьезность подхода к отношениям пары "невестка-свекровь" проявляется несколько по иному. Имеется множество анекдотов про тещ и зятьев, но не знаю ни одного про невестку и свекровь.
Да и в самом начале Ветхого Завета, в книге о сотворении мира ("Бытие") именно женщина играет активную роль. В паре первых людей (Адам и Ева) руководит именно Ева. Она инициативна, именно ей приходит в голову идея попробовать яблоко с дерева добра и зла, чтобы понять, как устроен мир. Адам лишь подчиняется, идет на поводу. Он, пожалуй, напоминает Савву Игнатьича из "Покровских ворот" с его "Живи, радуйся и делай что тебе говорят. Только при этом, в отличие от Саввы Игнатьича, Адам делать ничего не умеет. Все это замечательно показал Товстоногов в "Божественной комедии" в БДТ. Там была решительная Ева (Шарко) и никчемный Адам (Юрский). Ева решает, как жить, а Адам мается от скуки и от безделья учится играть на саксофоне, причем больше, чем на одну фальшиво воспроизводимую фразу из I Love Paris его не хватает. И когда разгневанный бог изгоняет Алдама и Еву из рая, именно Ева дерзко возражает богу и не страшится его угроз, а Адам просто тащится за ней, куда сказано.
И дальше в Ветхом Завете проходит целая череда замечательных женщин: спасительницы своего народа Юдифь и Есфирь, Девора, которая стала судьей Израиля и фактически руководила судьбоносной войной против финикийцев, благородная Руфь… То есть все совершенно не так, как в христианском Новом Завете, где женщины практически бессловесны и от них ничего не зависит. Феминисткам, конечно, в Древней Иудее понравилось бы больше, чем среди ранних христиан. Хотя и к древнееврейским мужчинам у них, конечно, нашлись бы серьезные претензии.
Благодаря обилию женских персонажей в Ветхом Завете, искать там bad girls, конечно, проще.
А самая первая--непокорная Лилит
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Елена,
УдалитьЛилит, конечно, попадает в категорию Bad Girls, но не попадает в список по теме Bad Girls In Bible, поскольку в Библии Лилит не упоминается. Миф о Лилит как первой жены Адама появился намного позже Ветхого Завета.
Здравствуйте, Владимир.
УдалитьДа, я знаю, так и думала, что вы это ответите. И все-таки захотелось ее упомянуть.
Спасибо за интересные посты.