Bad Girls in Bible
(продолжение)
Написал, что "плохих девочек" в Ветхом Завете найти проще, но стал составлять список — и задумался.
Ветхий Завет намного больше по объему, чем Новый, а текст его я знаю значительно хуже. Поэтому, не доверяя своей памяти, поискал в интернете и нашел список, озаглавленный "10 плохих женщин в Библии" (http://christian.by/stati/3288-10-plokhikh-zhenshchin-v-biblii). Текст малость малограмотный, но это хоть какое-то подспорье.
Вполне согласен с автором списка — на первое место я и собирался поставить жену Потифара. Потифар — это высокопоставленный египетский чиновник, которому вероломные братья Иосифа продали его в рабство. А жена Потифара стала домогаться Иосифа, а когда он целомудренно отверг ее, его же и обвинила в домогательствах и попытке изнасилования, так что в результате Иосиф оказался в тюрьме. Тут, полагаю, и спорить никто не будет, женщина скверная. А Иосиф, видимо, первый мужчина, который мог бы войти в мужскую часть списка Me Too.
Но от уже по поводу второго места в списке у меня возникли разногласия с автором текста !10 плохил женщин в Библии" Романом Савочкой. Начать с того, что звали женщину, которую он поставил на второе место, не "Далида", а Далила. Савочка, видимо, перепутал библейский персонаж с французской певицей. Правда, Далида, как и Далила, родилась на Ближнем Востоке, но совсем в другую эпоху. Но ошибка в написании имени — это мелочь. У меня же есть принципиальное возражение. Я и сам был готов включить Далилу в список Bad Girls, без всякого Савочки, но потом призадумался.
Все мы знаем, что у нас — разведчики и патриотичные партизаны и борцы за национальную независимость, а у наших врагов — шпионы, предатели и террористы. Причем шпионы и предатели работают исключительно за деньги. Да, Далила предала Самсона — по заказу "владельцев филистимских" — то есть, выражаясь сегодняшним языком, палестинских лидеров. И Самсон в результате этого предательства погиб. Действовала Далила, разумеется, из корыстных соображений — в Библии даже сумму указана : каждый из "владельцев" обещал ей по 1.100 сиклей (то есть шекелей) серебра. Это огромная сумма, учитывая, что "владельцев" было как минимум двое. Достаточно сказать, что Иуда продал Христа всего за 30 шекелей — а вы прикиньте размер инфляции за примерно 1000 лет между Самсоном и Иисусом. То есть вероломство, корысть и предательство в чистом виде. Хотя, конечно, на такую сумму и правда трудно не польститься. И я совсем уже собрался присвоить Далиле номер два.
Но тут возникли сомнения. Самсон вел против соплеменников Далилы террористическую войну. Началась эта война с того, что он убил и ограбил 30 филистимлян-палестинцев, чтобы расплатиться за проигрыш. Правда, проиграл он мошенникам, но убил, судя по всему, совсем других палестинцев. Виновных лишь в том, что они — палестинцы. А затем продолжил подвиги, истребляя палестинцев и уничтожая их имущество. Общее число убитых им представителей неправильной нации в Библии не указывается, но там сказано, что во время одного из своих подвигов Самсон убил 1.000 человек. Народу в ту пору было гораздо меньше, чем в нынешние времена, так что вероятность того, что среди убитых Самсоном был кто-то из близких Далилы, достаточно велика. И в любом случае, она вполне могла действовать из патриотических побуждений, стремясь защитить свой народ. Про полученные ею деньги мы ведь знаем только от ее врагов. Да даже если и так, то это можно считать платой за риск. Первую жену Самсона, тоже вероломную, и тоже палестинку, сами же палестинцы и сожгли, чтобы умилостивить Самсона. Правда, не помогло. Но в случае неудачи Далиле грозила бы та же участь.
И вот тут можно вспомнить про "шпионов" и "разведчиков", сравнить Далилу и Юдифь.
Юдифь — героиня еврейского народа, она (с ведома старейшин, но, разумеется, без всяких разговоров об оплате, как можно говорить о деньгах, когда речь идет о патриотизме) проникла в лагерь Олоферна, войска которого осадили ее родной город, и, пробыв в этом лагере четыре дня, в итоге подпоила Олоферна, отрубила ему голову и принесла ее в родной город. Разумеется, в Библии говорится, что она, находясь в стане врагов, сохранила чистоту — во всяком случае, по ее словам: "Лице мое прельстило Олоферна на погибель его, но он не сделал со мною скверного и постыдного греха". Думаю, что версия другой стороны прозвучала бы совершенно иначе, причем являлась бы более реалистичной, учитывая армейские нравы, которые остаются неизменными в течение тысячелетий. Климт, судя по его картине, придерживался этой другой версии.
Так вот мне и подумалось, в чем разница между героической Юдифью и корыстной предательницей Далилой? По-моему, только в том, что одна "наша", а другая "не наша".
Не удивлюсь, если у палестинцев героиней считается Далила.
Знаки здесь меняются легко: недавно прочитал, что у мусульман в Коране имеется история про Авраама, которому бог велел принести в жертву любимого сына. Разница в том, что у мусульман Авраама зовут Ибрахим, а любимым сыном является не Исаак, а Исмаил, которого в Ветхом Завете Авраам вместе с матерью выгнал в пустыню.
Да, знаки меняются легко — все зависит от того, с какой стороны смотреть.
Самсон и Далила (Рубенс)


Комментариев нет:
Отправить комментарий