Слушая радио
На "русском" радио Кан РЭКА по утрам слушаем музыкальные программы. Их составитель, Таня Барская, делает интересные подборки самой разной музыки — джаз, рок, бардовские песни, то, что в свое время называли "мелодии и ритмы зарубежной эстрады" с песнями из того времени, современная русская попса и "шансон". Короче, на любой вкус.
На днях передавали рок-н-роллы пятидеcятых — Rock Around The Clock, Tutti Frutti… Какая-то уютная, домашняя музыка. Домашняя — даже в прямом смысле; Rock Around The Clock у меня дома звучит ежедневно, поскольку я установил ее в качестве рингтона в смартфоне для звонков от Жени. Просто трудно себе представить, что когда-то из-за этой музыки кипели такие страсти, старшее поколение возмущалось, молодые, слушая эту музыку, считали себя борцами с рутиной, чуть ли не революционерами. Хотя даже молодых эта музыка ошарашивала. Помните, как растеренно и чуть ли не испуганно притихли школьники в фильме "Назад в прошлое", когда Майкл Джей Фокс, попавший в 1955 год, исполнил для них свою версию Johnny B. Goode. Чак Берри (который , если верить фильму, подслушал это исполнение по телефону) так или иначе написал свою песню в том же 1955, впервые обнародовал ее только в 1956, в 55, судя по реакции зала, было еще рано... А теперь это музыка стариков, которые в ту пору считали ее развратом и разложением — отнюдь не только в СССР.
А позавчера музыкальная передача Тани Барской была посвящена дуэтам. В программе были самые разные песни и, среди прочих, песня "Любовь — это то…" из фильма "Король-Олень". Песню эту поют дуэтом король Дерамо и Анджела, которых сыграли Ярий Яковлев и Валентина Малявина. Фильм вышел в 1969, я его хорошо помню — там актерский состав замечательный, кроме Яковлева и Малявиной — Юрский, Табаков, Ефремов, совсем еще молоденькая Елена Соловей, это первая ее заметная роль… И музыка Таривердиева. Но только из этой передачи я узнал, что Малявину Алла Пугачева, и в фильме мы слышим ее голос...
А на фильм я побежал сразу, как он вышел. И дело было даже не в актерах, а в том, что это была экранизация Гоцци. Я полюбил его пьесы с детства. Сейчас порылся в интернете, не надеясь на память. Тот черный том сказок для театра Гоцци, что был у нас дома, вышел в 1956, тогда, стало быть, я и прочел и полюбил Гоцци. Перечитывал его пьесы много раз, надо бы почитать сейчас, даже и не знаю, что меня тогда так поразило и привлекло. А в театре Гоцци ставили очень скупо. "Король-олень" шел в театре Образцова, но в этом театре я вообще никогда не был, они не приезжали в Ленинград. В ТЮЗе ставили "Ворона" — и как-то показали этот спектакль по телевизору. Где-то в конце 50-х. Тогда это был КВН с крохотным экраном с линзой, так что составить впечатление о спектакле было сложно, (это сложно даже если смотришь спектакль на нынешнем большом цветном экране). Да я тогда и в театре-то почти ничего не видел, все было впереди, так что ценитель из меня был никакой. Спектакль в целом не запомнился в итоге совершенно — кроме интермедий с масками. Эти интермедии выглядели так свободно раскованно, это было так непривычно в советское время, когда фраза Огурцова из "Карнавальной ночи" "Я сам шутить не люблю и людЯм не позволю" воспринималась как абсолютно реалистичная. Хотя "Карнавальная ночь" все же вышла — спасибо 20 съезду… Одна интермедия мне запомнилась — маски стали обсуждать этот самый спектакль. Получив мнение сверху они встали в кружок и начали водить хоровод, распевая "Мелкая тема, мелкая тема…". Потом кто-то подошел и дал им новое указание. И маски тут же, без паузы и какого-либо смущения, тут же изменили направление хоровода на противоположное, а текст на "Крупная тема, крупная тема"... Тогда это казалось необычайно смелым, впечатляло. Потом посмотрел вот "Король-олень" в кино, потом мне повезло попасть в Москве на "Турандот" в Вахтанговский, я писал об этом. А потом я совершенно забыл про Гоцци и вспомнил только теперь, когда услышал дуэт по радио. Сейчас скачаю пьесы и перечитаю, интересно, как они воспримутся сегодня. И обязательно пересмотрим "Король-олень"...
Комментариев нет:
Отправить комментарий