О снах
(дополнение)
Есть два фильма о снах, которые мне очень запомнились. Вообще-то фильмов о снах — великое множество. Но чаще всего в кино сны используются чисто механически — показывают какой-то сюжет, а потом выясняется, что герой видел происходящее во сне. Первое, что приходит в голову в этой связи - "Иван Васильевич меняет профессию". Но в таких фильмах сон нужен только для того, чтобы как-то оправдать некоторую фантастичность происходящего, если авторы не хотят по каким-то причинам сказать, что просто снимают сказку или фантастический фильм.
Но есть фильмы, в которых сон является важным элементом сюжета. Таких фильмов тоже немало, но мне больше всего запомнились два. Первый - это "Сны" Карена Шахназарова (когда-то он был очень хорошим режиссером, его "Курьер" — один из наших любимых семейных фильмов, цитаты из него стали элементом семейного общения). Снят фильм в 93 году, а основное действие происходит в 90-е годы 19 века. Главная героиня (Амалия Мордвинова) — молодая жена уже не очень молодого царского сановника (Олег Басилашвили). Мордвинову начинают беспокоить странные, нелепые сны, о которых она рассказывает мужу. Для зрителя, который видит эти сны на экране, происходящее в снах — всего лишь несколько утрированные реалии России 90-х годов 20 века. Но для благополучной семейной пары из 90-х годов 19 века сны эти ужасны, скандальны и просто неприличны, по их представлению нормальному человеку такое просто не может присниться. Так что героиню отправляют к психиатру, который приходит в итоге к заключению, что сны - вещие. Осознав это, герой Басилашвили, занимающий достаточно высокий пост в бюрократической иерархии царской России пытается изменить будущее, придумывает какие-то реформы, которые должны уберечь страну от недалекой уже катастрофы. Но тщетно… Фильм смешной и грустный, и мы очень любили молодую Мордвинову. А Басилашвили — всегда Басилашвили. Кстати, в ту пору, когда Шахназаров снимал хорошее кино, Басилашвили непременно играл у него — начиная с "Курьера".
Второй фильм — "Начало" (Inception), снятый режиссером Кристофером Ноланом в 2010 году. Нолан — замечательный режиссер. Я не интересуюсь фильмами о Бэтмане, но его "Престиж" — это просто шедевр. Да и "Интерстеллар"и "Дюнкерк" — отличные фильмы. Но "Начало", на мой взгляд, это лучшее, что он сделал. Это фильм не просто о снах, снами манипулируют, а через сны манипулируют и поведением людей, их поступками. Снята "реальность" снов просто потрясающе, по ходу дела становится трудно понять, где сон, а где — эта самая реальность, тем более, что чем дальше, тем больше, сны наслаиваются, возникают сны во сне, по-моему, до четвертого уровня (я видел сны во сне, когда спишь и снится, что видишь сон, но дальше второго уровня не поднимался, во всяком случае, не помню такого), и то, что кажется истинной реальностью вдруг трансформируется во что-то непонятное и пугающее. Происходящее на экране просто завораживает. Я посмотрел фильм несколько раз подряд, каждый раз открывая для себя новые детали, которые не уловил в первый раз. Плюс замечательный актерский состав — достаточно назвать лишь Ди Каприо, Майкла Кейна и Джозефа Гордон-Левитта.
Завидую тем, кто фильм не видел, и посмотрит в первый раз. Не могу гарантировать, конечно, что понравится, но впечатление, уверен, в любом случае будет сильное.
Фильм был номинирован на 8 Оскаров, на мой взгляд, вполне заслуженно. Но получил лишь четыре "технические" статуэтки — за операторскую работу, за звук и звуковой монтаж и за визуальные эффекты. Жалко, что не больше, но то был год фильма "Король говорит". Замечательный фильм, но, если бы я голосовал за лучший фильм, я бы проголосовал за "Начало". Но моего мнения не спросили. По-моему, зря.
Комментариев нет:
Отправить комментарий