По образу и подобию
(продолжение)
И люди прекрасно понимают, как к ним относится бог. Поэтому они его боятся - для этого у них есть все основания. Я открыл статью “Богобоязненность” в Еврейской электронной энциклопедии. Вот цитаты, которые я нашел там: «Господа, Бога твоего, бойся» (Втор. 6:13; 10:20); «Будьте как слуги, служащие господину своему не ради награды, и да будет страх небес над вами» (Авот 1:3), «Да будет страх небес над вами, как страх плоти и крови». (Бр. 28б).
Далее в статье, понятно, говорится: “Однако было бы ошибочно заключать, что иудаизм проповедует только страх перед Богом. Наоборот, богобоязненность должна приближать человека к Нему и наполнять его возвышенной любовью к Богу”. Только, по-моему, это называется “любовь из-под палки” - в самом буквальном смысле. Любовь под страхом наказания. Именно такой любви требуют от народов все диктаторы. Уж они-то точно созданы по образу и подобию божьему.
При этом бог вроде как предоставляет людям свободу выбора. Я нашел статью о свободе выбора в иудаизме (https://imrey.org/%d1%81%d0%b2%d0%be%d0%b1%d0%be%d0%b4%d0%b0-%d0%b2%d1%8b%d0%b1%d0%be%d1%80%d0%b0-%d0%ba%d0%b0%d0%ba-%d1%81%d0%bc%d0%be%d1%82%d1%80%d0%b8%d1%82-%d0%bd%d0%b0-%d0%bd%d0%b5%d0%b5-%d0%b8%d1%83%d0%b4%d0%b0/). Великий иудейский средневековый врач и богослов Рамбам писал: “Человек обладает свободой воли. Пожелает он пойти по пути добра и быть праведником — ему дано это; пожелает пойти по пути зла и быть грешником — у него есть и такая возможность… Всякий может стать праведником, как Моше Рабейну, или злодеем, как Йоровам, мудрым или глупцом, милосердным или жестоким, скупым или щедрым и так далее. И нет никого, кто бы заставлял его или решал за него, или влиял на выбор одного из двух путей, — лишь сам он, по своему разумению, направляется по тому пути, который изберет”. Звучит опять-таки красиво. Но далее в статье читаем: “Сказано в Талмуде (Брахот, 33б): «Все в руках Небес, за исключение трепета перед Небесами». Из этого мы учим, что принцип свободы выбора относится только к поступкам, основой которых является богобоязненность”. То есть свобода выбора, ограниченная страхом неизбежного наказания. От земного правосудия еще можно надеяться спастись, но бог-то все видит, от него не спасешься. И карает он более жестоко, чем самые жестокие земные правители.
Но даже и эту свободу выбора под страхом наказания бог предусмотрительно ограничивает. Вдруг все-таки не испугаются. Адам же вот не испугался, так что есть пример. Поэтому бог ограничивает возможности выбора - не позволяет человеку осуществлять информированный выбор.
Вот определение такого выбора: “Информированный выбор производится на основе анализа всей доступной достоверной и поддающейся проверке информации, путем тщательного и объективного взвешивания всех вариантов и их возможных последствий в будущем. При этом важно, чтобы вся информация принималась во внимание, а не только та, что совпадает с собственным мировоззрением”. Иудейский бог позаботился о том, чтобы возможностей информированного выбора у иудеев не было.
Иудеи с самых давних времен придавали огромное значение образованию. Обязательное начальное образование для мальчиков было организовано в Израиле во II веке да нашей эры. Чтобы каждый ребенок мог учиться, общины были обязаны платить учителям, а также оплачивать обучение детей неимущих родителей. И эта система образования развивалась быстро. В Мишне (окончательно составленной в III веке н.э.) сказано: «В пять лет начинают учить Писание, в 10 — Мишну, в 13 — бар-мицва. В 15 начинают изучать Талмуд». То есть с 5 лет - и этак до 17 - не считая тех, кто продолжал изучать Талмуд всю жизнь. Ни один народ не может похвастаться всеобщей грамотностью, существовавшей еще до Рождества Христова. Это, конечно, колоссальное культурное достижение.
Но из вышеприведенной цитаты ясно также, чему учили в этих школах.
Комментариев нет:
Отправить комментарий