По Крыму и Кавказу (1966-67)
(продолжение)
В Крыму – Возвращение домой
Закончилось время, которое мы отвели себе на Крым. Пора было домой. Леня Гутман решил, что с него приключений достаточно, и отправился домой обычным путем - на поезде. А мы с Юрой решили продолжить приключения. Мы проводили Леньку, который уехал из Планерского в Симферополь цивилизованно, на автобусе, а на следующий день рано утром двинулись в путь. Мы выбрались за пределы Планерского, прошли немного по шоссе и в первый раз в жизни увидели виноградник. Зашли, посмотрели. Виноград был еще недозрелый.
Вернулись на дорогу и через какое-то время сели в свою первую на пути домой попутку.
По ходу увидели на обочине табличку “Старый Крым” - и вылезли из машины. Конечно, нам захотелось побывать в доме-музее Грина, мы об этом музее читали. Но музей оказался в тот день закрыт, и мы, с сожалением, двинулись дальше. Грина мы тогда очень любили, презирая при этом конфетно-оберточную экранизацию “Алых парусов”...
После Старого Крыма мы могли, если бы захотели, покончить с приключениями. Нас подобрала молодая супружеская пара. Они были ненамного старше нас, но уже были люди солидные, машина вот даже у них была. Правда, “Запорожец”. Мы впервые ехали в этой смешной машинке. Дорога шла в горах - Крымские горы, конечно, это не Гималаи, но подъемы все же были, пусть и не очень крутые. Выяснилось, что воздушное охлаждение “Запорожца” с четырьмя пассажирами, да еще с багажом, в такую жару даже на таких подъемах не тянет, машина периодически перегревалась, так что происходил вынужденный привал. Мы разговорились, с автовладельцами. Очень приятные оказались люди, даром что москвичи. Мы, конечно, были ленинградскими ксенофобами, то есть к москвичам относились плохо. Но мы были “цивилизованными” ксенофобами, то есть, при негативном отношении к москвичам в целом, признавали, что и среди них попадаются вполне достойные люди. А они, видимо, видно, глядя на нас, вспомнили свое недавнее еще студенческое прошлое, расчувствовались и предложили везти нас до самой Москвы, да еще и кормить в дороге. Мы поблагодарили и отказались. Это было неинтересно, чем так, проще было на поезде ехать. Нам хотелось приключений. Так что благодетели довезли нас до Джанкоя, где мы с ними и распрощались. Был уже поздний вечер. За первый день мы проехали 135 километров (расстояния я определяю по мере написания этого текста из интернета).
Джанкой - это железнодорожный узел у выезда из Крыма, там есть довольно большой вокзал. Мы решили заночевать на этом вокзале. В зале ожидания было, как водится, душно, нам не спалось. Вышли перекурить на перрон. Увидели товарный поезд “под парами” (в буквальном смысле, это была еще эра паровозов). Рельсы шли в две стороны, так что мы не сразу сообразили, куда направляется поезд - на север или на юг. Нашли на небе Полярную звезду и определили, что паровоз стоит с северного конца поезда. Стало быть, по пути. Вокруг никого не было, так что мы тут же залезли на платформу, залегли и стали ждать отправления. Ждать пришлось недолго, поезд скоро тронулся и повез нас на север.
Очень быстро выяснилось, что ехать в товарном поезде крайне некомфортно. В пассажирских вагонах, видимо, имеются какие-то амортизаторы, а нашу платформу болтало на стыках вовсю. К тому же платформа была не так уж далеко от паровоза, так что мы ехали в дыму (правда не видели его в темноте, только по запаху чувствовали). Ночь была тяжелая. Помню, что я засыпал в этой непрерывной болтанке, тут же просыпался, и в конце концов стало трудно понять, где сон, а где явь, это было что-то вроде галлюцинаций. И с Юрой было то же самое. Был момент, когда я не спал, а Юра проснулся. Он совершенно очумело посмотрел вокруг (кое-что было видно, луна была яркая) и вдруг совершенно ясным, не сонным, голосом спросил: “А где Гутман?”. Я в своем полубреду, кстати, тоже видел Гутмана. Очень мы все сроднились за это время, видимо.
Едут товарные поезда не быстро и с остановками. К рассвету мы проехали 159 километров и оказались в Мелитополе.
Когда поезд остановился в Мелитополе, мы вылезли. Быстро светало, мы посмотрели друг на друга, и увидели, что лица у нас в черных разводах от паровозной копоти. Пошли умываться в вокзальный туалет, потом выпили то, что в вокзальных буфетах называли “кофе”, съели что-то и пошли по утреннему городу на север, ориентируясь теперь уже по солнцу. Город небольшой, за северную границу его мы выбрались достаточно быстро. Начали голосовать. Остановился какой-то грузовик, мы сели, сколько-то проехали. Потом грузовик должен был повернуть на проселочную дорогу, мы вылезли - и застряли. Дорога была пустая, машин не было. Солнце поднялось высоко, день был жаркий, тени не было, и воды мы не запасли. Было нехорошо. Юра был еще ничего, а со мной приключилось что-то вроде легкого теплового удара. Шли часы. Потом появился грузовик - и остановился. Мы сказали, что нам в сторону Москвы. Шофер, как оказалось, тоже почти сразу должен был свернуть на проселок, так что подвезти нас не мог. Но он вез арбузы и сказал нам: “Берите хоть арбуз, ребята”. Пока я разговаривал с шофером, Юра уже и сам стащил арбуз из кузова, и когда грузовик уехал, гордо показал мне этот его, чувствуя себя добытчиком. Когда я сказал, что арбуз нам подарили, он страшно расстроился и сказал, что, если бы знал, взял бы два, а так - совесть не позволила. Но арбуз был большой, нам хватило и одного. Очень он нас выручил, пить хотелось ужасно.
Потом к нам подошел какой-то старик, по виду - селянин. Мы стояли на развилке и потому спросили у него, в каком направлении Москва. Селянин ответил, что про Москву он не знает, не интересовался, а вот до Харькова - налево. Потом присмотрелся к нам и сказал: “Вы не подумайте, я ничего такого не хочу сказать, дело не мое, но тут недалеко леса начинаются, так, может, вам лучше лесами пробираться?”. Мы были с отрастающей стрижкой под “ноль”, небритые, грязные, так что за беглых уголовников нас, видимо, принять было несложно. Мы поблагодарили за заботу, сказали, что нам опасаться нечего. Старик, судя по всему, не поверил, но спорить не стал, сказал, что нам виднее. А через какое-то время появилась “легковушка”, которая подобрала нас. Оказалось, что мы стояли не больше, чем в километре от выезда на оживленную трассу, на которой машины шли одна за другой...
Так что до вечера мы путешествовали с комфортом, на легковушках и к концу дня добрались до Новомосковска (который на Украине; кстати, посмотрел сейчас в Вики и с некоторым изумлением обнаружил, что он не переименован). За этот день мы проехали 217 км.
Комментариев нет:
Отправить комментарий