Поиск по этому блогу

Постоянные читатели

воскресенье, января 24, 2021

 По Крыму и Кавказу

 Вступление

 Уже в весьма зрелом возрасте я получил возможность ездить по миру. Первый выезд за границу (если не считать поездку в Польшу и Германию в возрасте одного года) состоялся в 1993. После этого удалось поездить, не побывали, конечно, везде, где хотелось бы, но все-таки. И путешествия были очень запоминающимися.

Но самые яркие впечатления остались все же от тех путешествий, которые состоялись давным-давно, в молодости, и не за границу, а по Союзу. Это поездка в Крым в 1966 и поездка  на Черноморское побережье Кавказа в 1967. Поездки с друзьями – Юрой Филатовым и Леней Гутманом.

Мы загодя решили поехать в Крым после армейских сборов. И передвигаться собирались на попутках. Советская власть этот способ передвижения не пресекала. Обычно самодеятельность, возникающая "снизу", считалась недопустимой. Но в некоторых случаях ее, вместо того, чтобы запрещать, старались возглавить. Именно так произошло с ездой на попутках, которое широко существовало в стране стихийно. В результате о таком способе стали писать в газетах и рассказывать по радио. Объясняли, как это замечательно - бесплатно посетить разные места нашей замечательной страны. Была и организованная поддержка , которая заключалась в том,  что движение советских хитчхайкеров получило официальное признание, ему было присвоено название «Автостоп», и были выпущены специальные книжечки с талонами «Автостопа». Можно было зарегистрироваться в качестве туристов, приобрести эти книжечки за символическую плату и расплачиваться с водителями талонами. А водителям надлежало по окончании туристского сезона отправить куда-то накопленные талоны и получить шанс на получение каких-то ценных призов. Мы, готовясь к поездке, приобрели такие книжечки в городском совете по туризму. Задумано было неплохо, но, если судить по нашему опыту, идея оказалась мертворожденной. Когда мы предлагали водителям талоны, выяснялось, что большинство из них не знают, что это такое. А те, кто знал, или кому мы объясняли, отмахивались и говорили, что им это ни к чему. При этом деньги с нас из множества подвозивших нас шоферов пытались потребовать только двое. Но мы с негодованием от их услуг отказались.

Тут есть еще один любопытный момент. Советские граждане не доверяли власти и боялись ее, но доверяли друг другу. Нас, с Юркой, двух стриженых наголо, заросших щетиной здоровых парней (про Леньку такого не скажешь, правда, но, когда он был с нами, нас зато было аж трое) спокойно соглашались подвезти и подбирали даже в пустынных местах. Больше всего в этом смысле запомнился Харьков. Мы с Юрой приехали в Харьков на товарном поезде ночью. Привез нас поезд на какую-то товарную станцию. Мы вылезли из вагона, выбрались со станции и оказались на дороге в промзоне. Темнота, ни души вокруг. Нас обогнала какая-то машина – и вдруг остановилась. Водитель подал назад, высунулся из окна и спросил: «Ребята, вас подвезти?» С тех пор я люблю Харьков, хотя тогда мы его практически не увидели, сразу поехали дальше, а больше я там не бывал. 

При этом вид у нас был вполне подозрительный. Как-то нас высадили на развилке, мы не знали, в какую сторону нам дальше ехать. А вокруг никого, и машин нет, и спросить не у кого. Вдруг появился какой-то дед. Мы у него спросили, какая дорога на Москву идет. Дед сказал, что про Москву он не знает, а до Харькова – направо. Потом внимательно посмотрел на нас, и сказал: «Парни, дело, конечно, не мое, но может вам лучше не дорогами, а лесами пробираться?».

А потом мы добрались до Курска – все-таки на машинах, а не лесами. Мои родители в это время ехали в отпуск юг, должны были проезжать через Курск, я знал расписание их поезда и хотел повидаться с ними на стоянке. Мы опоздали на 15 минут. Были мы усталые, невыспавшиеся, и сели передохнуть на скамейке на перроне. Мимо нас прошел милиционер, посмотрел на нас,  прошел было дальше, но потом вернулся и довольно мрачно сказал: «А покажите-ка мне ваши документы». Когда мы вытащили студенческие билеты, он сразу сменил тон и стал нам объяснять, как можно на попутных электричках добраться до Москвы бесплатно – контролеров, по его словам, практически не бывало. После того, как он ушел, Юра оценивающе посмотрел на меня и сказал: «А может, оно и к лучшему, что мы опоздали. Пускай твои родители спокойно едут отдыхать…»

Это я к тому, что нужно было, видимо, сильно верить в людей, чтобы решиться посадить нас к себе в машину – причем не в кузов, а в салон легковушки…

2 комментария:

  1. //C тех пор я люблю Харьков//

    Мой родной город:)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. У меня есть еще одна причина хорошо относиться к Харькову.
      21 ноября 1984 года Зенит выиграл у харьковского Металлиста и впервые стал чемпионом СССР. Я был на этой игре и был счастлив.
      Конечно, Металлист не поддавался, игра была честная, но все равно, спасибо им, что проиграли.

      Удалить

 Решил больше не писать о наших воздушных тревогах. Всего за несколько дней это стало рутиной. Так что теперь напишу, когда воздушные тревог...