Поиск по этому блогу

Постоянные читатели

воскресенье, августа 02, 2020


Есть актеры одной роли. Бывает, что после блестящего дебюта (или, во всяком случае, после первой большой и заметной роли) актеры уходят в тень, бывает, что «роль жизни» приходит после многолетней карьеры. Конечно, любой выбор здесь субъективен, но для меня актерами (точнее, актрисами) первого типа являются Людмила Савельева (Война и мир) и Нина Дробышева (Чистое небо). Да, пожалуй, и Татьяна Самойлова (Летят журавли). Строго говоря, «Летят журавли» - не первый ее фильм, но кто-нибудь, кроме меня, помнит, что Самойлова сыграла в эпизоде в «Мексиканце» по Джеку Лондону в  1955 году? Да и Дробышева снималась в небольших ролях в нескольких фильмах до «Чистого неба
(Кстати, Мексиканец» - отвратительный фильм, даже мне в мои 10 лет было ясно, что режиссер испохабил прекрасный рассказ Лондона. Но сколько там было будущих звезд – Самойлова, Олег Стриженов (который, правда, уже снялся в «Оводе»), Надежда Румянцева – про них я знал и раньше. А сейчас заглянул в Вики – там был и Георгий Вицин, и Евгений Моргунов, и даже Георгий Данелия.)
После своих звездных ролей Самойлова и Савельева снимались, в том числе и в больших ролях, Дробышева – практически нет. Но в любом случае Савельева для меня осталась девочкой с распахнутыми глазами с известнейшего кадра из «Войны и мира», Дробышева – девушкой, которая отчаянно говорит Урбанскому «Утром пойдешь в часть из дома», а Самойлова для меня -это Вероника за решеткой в сцене проводов и плачущая Вероника в ликующей по случаю Победы толпе.  
У мужчин мне припомнились два актера, которые сыграли свои главные роли уже не слишком молодыми, после многолетней актерской карьеры. Это Анатолий Кузнецов в роли Сухова и Василий Ливанов в роли Шерлока Холмса. Кузнецов до Сухова сыграл много ролей, но ничем особо не запомнился. У Ливанова было блестящее начало («Неотправленное письмо», «Слепой музыкант»), потом долгий спад, и, наконец, та самая роль жизни – Холмс. Этими ролями они и запомнятся, хотя женщины постарше, наверно, помнят романтического Ливанова в «Слепом музыканте». Но романтических героев было немало, а Холмс – один.
А есть актеры, у которых невозможно выделить какую-то главную для них роль. Для меня таких актеров два – Смоктуновский и Ролан Быков. Особенно Быков. Невозможно сказать, какая из его ролей – лучшая. Какую вспомнишь – та и лучшая, пока не вспомнишь другую. Даже крохотные роли – как я помню небольшой эпизод в «Улице Ньютона, дом 1». И еще один - совсем уж крохотный – эпизод, Не помню, как назывался фильм, не помню, о чем он был, а вот Быков с его безумным «А если б ты  вез патроны?!» прямо перед глазами стоит. А «загипнотизированный» в «Я шагаю по Москве»? А логопед в «По семейным обстоятельствам»? Десятки ролей, больших и маленьких, - и ни одной проходной. Очень высоко ценю Евстигнеева, но очень рад, что не сошлось у него с Германом, и в «Проверке на дорогах» снялся Быков… Наверняка Евстигнеев сыграл бы замечательно. Но это был бы не Быков. Не могу представить, чтобы Евстигнеев так самозабвенно толкал грузовик в финале фильма.
И Смоктуновский. Как увидел еще в детстве в «Солдатах» - и далее везде. Какая роль у него более трагическая, более сильная  – главная в «Гамлете» или  в маленькая в «Звезде пленительного счастья»? Очень мне интересно, как бы он выглядел в роли Андрея Болконского (читал, что пробы были потрясающие, но Бондарчук выбрал Тихонова). А еще читал, что Баталов и Смоктуновский хотели поменяться ролями в «Девяти днях», очень интересно, что бы получилось, если бы Ромм пошел им навстречу…
А из женщин в голову приходит только Раневская. Всегда страшно жалею, что так сложилась ее актерская судьба, что мало она сыграла и в театре, и в кино (в театре я ее и не видел никогда). Но каждая ее роль, даже маленькая (а больших ролей в кино у нее и вовсе одна – в «Мечте» Ромма, зато какая!) – «это просто праздник какой-то», как говорит незабываемый Этуш в роли Карабаса Барабаса.  

3 комментария:

  1. Привет, Володя.
    Пожалуй. соглашусь с твоими рассуждениями об актёрах.
    Для меня Смоктуновский начался не с "Солдат", я его позже посмотрел, а с фильма "Ночной гость". И тоже понял, что это уровень невероятный. И что интересно - у него ведь фактура и манера игры позитивного интеллектуала. Много ли мы знаем его "отрицательных" ролей? А в "Ночном госте" он с этой же своей манерой, с задушевным вкрадчивым голосом, с мягкой интеллигентностью играет откровенного мерзавца. Не повышая тона, не форсируя отрицательные свойства характера, только за счёт глубинных интонаций.

    Я, наверное, не смотрел фильм "Мексиканец" (рассказ Лондона очень люблю). Впервые услышал, что там играли такие знаменитости. Но это было обычное дело в советском кино: больших артистов ставили на крохотные роли и даже на эпизоды. Не экономили. Такая своеобразная "уравниловка".

    Особенно в этом смысле меня поразил эпизод в "Мимино", где армянского профессора, произносящего единственную реплику "Такие, как вы, позорят республику. Хачикян - это я", исполняет Леонид Куравлёв. Я всё думал: неужели на эту фразу длиной 5 секунд нельзя было позвать кого попроще...)

    ОтветитьУдалить
  2. Привет, Матвей.
    Спасибо, что напомнил "Ночного гостя". Я этот фильм подзабыл, смотрел его еще тогда, в школьные годы, по телевизору с крохотным тогдашним экраном (но с линзой!). Однако, прочитавши твой коммент, сразу вспомнил - и лицо Смоктуновского, и его интонации.
    А отрицательных ролей у Смоктуновского почти нет, правда. В кино я припомнил только шефа бандитов в "Гении". Театральные его работы я знаю плохо (правда, видел в "Идиоте" в БДТ!). А сейчас посмотрел в Вики - во Мхате у Ефремова он играл сперва Серебрякова, а потом - Войницкого. Поразительный диапазон. Кстати, в молодости он играл пушкинского Моцарта в каком-то провинциальном театре, а потом - Сальери у Швейцера... Уверен, что он сыграл бы Гусева в "9 днях", и получилось бы убедительно. А вот Баталова в роли Куликова предсталяю плохо. Не было в нем легкости, наверно, самая его неудачная роль - Тибул в "Трех толстяках", а я читал, что он мечтал сыграть Тибула с детства...
    Что касается Куравлева в "Мимино", то не думаю, что Данелия специально звал его на этот эпизод. Скорее случайно получилось - читал, что в эпизоде "Белого взрыва" Высоцкий снялся, когда заехал навестить Говорухина, который снимал фильм на "Кавказе", и предложил Высоцкому сняться "по случаю". И здесь, наверно, что-нибудь в этом роде. Хотя бывает, что знаменитые актеры считают за честь для себя сняться у Мастера - даже в маленьком эпизоде. Интересный пример в этом смысле - "Тонкая красная линия" Теренса Малика. Там множество звезд, даже в небольших ролях. При этом интереснее даже список тех, кто хотел сниматься, но не прошел: "Брэд Питт, Аль Пачино, Гари Олдмен, Брюс Уиллис, Эдвард Нортон и другие". Причем "многие из них были согласны сниматься без гонорара". Так что всяко бывает. Но здесь, думаю, просто зашел Куравлев в павильон. В "Афоне"-то он снялся до "Мимино", так что знакомы были хорошо.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. P.S. А знаменитости в Мексиканце" тогда еще не были знаменитостями, кроме Стриженова с "Оводом". У него это была мгновенная слава, примерно как у Казакова после "Убийства на улице Данте" в ту же пору. "Мексиканец" - это ведь 1955. Данелия первый фильм (короткометражку) снял в 1958. У Вицына была большая роль в "Запасном игроке", но прославились он и Моргунов только в 61, когда вышли "Пес Барбос" и "Самогонщики". А Румянцева в "Неподдающихся снялась в 1959.

      Удалить

 Решил больше не писать о наших воздушных тревогах. Всего за несколько дней это стало рутиной. Так что теперь напишу, когда воздушные тревог...