Картинки и сценки
Читаю «Легендарную Ордынку» Михаила Ардова. Давно не получал такого удовольствия от чтения. Очень рекомендую.
Читаю «Легендарную Ордынку» Михаила Ардова. Давно не получал такого удовольствия от чтения. Очень рекомендую.
Ардов свою книгу начинает с воспоминаний из раннего детства –
ему запомнились какие-то картинки. У меня примерно так же. После пяти лет помню
уже какие-то сценки, события. А до пяти – именно картинки, как будто
фотовспышка освещает темноту прошлого и отчетливо, столько лет спустя, видишь
выхваченную светом картинку.
Наверно, самое раннее воспоминание – как мне купили
трехколесный велосипед. Сколько мне было – два, три года? Как покупали,
магазин, не помню совершенно. Помню, как идем по двору, кто-то, по-моему, дед, несет
велосипед, подходим к парадной – и ощущение полного счастья: у меня велосипед!
И потом помню, как еду по коридору квартиры на Таврической на этом велосипеде.
Как еду по комнатам – не помню начисто, а в коридоре – прямо вижу. Это именно
два или три года, потому что в четыре мне купили двухколесный, и я помню, как на
даче в Разливе (что это было в Разливе, мне потом мама рассказывала) учился
ездить, как мама держала меня на какой-то пыльной дороге сзади под седло, чтобы
не упал. А как ездил, научившись, не помню.
И в том же Разливе помню себя в
песочнице, у меня серый игрушечный грузовик с темно-красными колесами, и я
заправляю его горючим – пытаюсь насыпать через соломинку песок в капот. Видно,
видел, как заливают воду в радиатор, и думал, что это бензин.
А годом раньше мы
были на даче в Рауту – это название я запомнил с тех пор, наверно, слово очень
уж необычное (теперь это Сосново). Лиса утащила у хозяев курицу, и мы с мамой и
хозяевами бежим по следу лисы по тропинке в поле, след помечен перьями курицы
на тропинке.
Помню выкрашенную серебряной краской похоронную колесницу на
Суворовском, в нее запряжена белая лошадь, это очень красиво. И помню похороны
в открытом грузовике почему-то в том же месте на Суворовском. Грузовичок
обтянут траурным красно-черным, борта откинуты, и в кузове стоит гроб. А за грузовичком идет толпа. Много людей. И
помню грузовики побольше, в кузове – люди в чем-то сером. Бабушка говорит, что
это пленные немцы. Недоумение – эти невзрачные, понурые люди – те самые
страшные немцы?
Помню разрушенное бомбой серое здание на углу Суворовского и
Красной Конницы, и как взрослые говорят, что немцы целились в военный госпиталь,
который расположен напротив. А больше развалин не помню. Вроде бы должны были
бомбить Смольный, но не было больше разрушенных домов поблизости, да и пустырей на месте разобранных
не было, как я осознал уже потом. В
других районах таких пустырей было немало. Я уже став гораздо старше осознал,
что означают следы несуществующего дома, сохранившиеся на стене-брандмауэре уцелевшего – как будто
тень. В Хиросиме остались тени людей, а в Ленинграде - домов.
Помню, как играю на ступенях, ведущих в Греческую церковь на Лиговке,
церковь полуразрушена, бабушка говорит, что в нее попала бомба. Потом ее снесут, и о ней напишет Бродский.
Помню, как по
булыжной тогда Таврической едет лошадь, запряженная в телегу, и колеса грохочут
на камнях (шин, наверно, не было), и помню лошадь с телегой у молочного
магазина на углу Суворовского и Заячьего переулка, помню, как стоим с бабушкой
в длинной и скучной очереди за яйцами в дворе «Гастронома» на Суворовском,
который почему-то все называли еще с довоенных времен «Пролетарий». Я понимаю, бабушка
объяснила, что яйца дадут и на меня, и горжусь этим, но стоять очень скучно, а
во дворе плохо пахнет.
Помню, как гуляем в Таврическом саду, тогда там на пруду
была лодочная станция, и мы с бабушкой едем в лодке по каналам сада, бабушка
гребет. Прикинул сейчас, ей тогда нет шестидесяти… И помню прабабушку, маму
бабушки Жени. Я в «кабинете» прыгаю на синем пружинном диване , входит
маленькая старушка в черном платье и черном платке, что-то говорит мне, а мне
объясняют, что это прабабушка.
Помню, как по радио зачитывают репертуар
театров, и часто повторяют название «Вас вызывает Таймыр». Что еще там было –
не помню, а это запомнил – из-за непонятного и загадочного слова «Таймыр»,
который кого-то вызывает. Сейчас посмотрел – поставили эту пьесу в Ленинграде в
1948, стало быть, мне три или четыре года. И только через много лет я узнаю,
что написал эту пьесу Галич.
И какие-то еще смутные картинки, что-то такое
видится, но не понять что – будто на недодержанном фотоснимке. И не у кого
спросить, что это могло быть.
P.S. Перечитывал текст, дошел
до упоминания «парадной» и вспомнил замечательный анекдот, который прочитал на
днях. Ленинградцы и москвичи поймут, остальным могу рекомендовать «Московско-петербургский
словарь» - есть такой, я в давние уже времена офлайн-словарей обнаружил его на диске с кучей разных словарей ABBYY Lingvo.
Ипполит (из «Иронии судьбы») изобличает Лукашина:
«Предположим, ключ подошел, адрес совпал, мебель та же
самая, но вы не могли не заметить, что входите не в подъезд, а в парадную!»
Комментариев нет:
Отправить комментарий