Радио в моей жизни
(продолжение с отступлениями)
Был радиоспектакль по «Золотому ключику». Книжку я очень
любил, и слушать спектакль было интересно. Буратино разговаривал и пел
«игрушечным» голосом. Я только потом узнал, что этот эффект достигается
ускоренным воспроизведением записи с «нормальным» голосом. И не знал, что все
роли озвучивал замечательный Николай Литвинов. Его ««Здравствуй, дружок!
Хочешь, я расскажу тебе сказку?» помнят, наверно, все советские дети (и
взрослые).
Запомнилась песенка Буратино
«Это очень хорошо, даже очень хорошо»
И песенка Лисы Алисы и Кота Базилио
«Поглядите, люди божии,
Благодетели-прохожие…»
Алексей Толстой был, по-моему, замечательным писателем.
«Буратино» - великая детская книга, написанная несравненно лучше
«первоисточника» - занудного «Пиноккио» Коллоди. А «Детство Никиты» - просто лучшая
книга о детстве, которую я читал. Прочитал я ее в детстве и запомнил на всю
жизнь (правда, много раз перечитывал). Она какая-то удивительно светлая – и при
этом щемяще-грустная. Прямо-то ничего не сказано, и непонятно, как это
достигается – мастерство автора. Только много лет спустя я узнал, что написана
эта книга была в 1922 году, в эмиграции, и понял, что это – воспоминания о
чудесном мире детства, который разрушен, испоганен (как это происходило, он
показал в «Никите Рощине») и остался в
прошлом. Лучшее, что написал Толстой, - именно детские книги. Очень я любил в
детстве еще «Рассказ о капитане Гаттерасе…» Чуть позже, но еще в Архангельске,
подоспел том «Библиотеки приключений» с «Аэлитой» и «Гиперболоидом инженера
Гарина». Тогда прочитал залпом, да и сейчас считаю, что там есть прекрасные
куски, особенно меня впечатлял финал «Аэлиты». Позднее прочитал все собрание
сочинений Толстого, которое было у нас дома, и был сильно разочарован.
Понравились дореволюционные повести, а
весь «советский» Толстой, начиная с «Хождения по мукам» (то есть с «18 года»,
«Сестры» еще ничего) для меня всегда были какой-то фальшивой имитацией
литературы. Даже в отрочестве я это чувствовал, хотя не мог выразить словами. Далеко
не единственный случай, когда художник, идя в услужение власти, утрачивает
талант, но очень уж обидный, поскольку речь идет об авторе любимых мною
«Золотого ключика» и «Детства Никиты». Из талантливого художника Толстой
превратился в ремесленника, сочиняющего фальшивые и бездарные книги, стал
персонажем для анекдотов. Недавно как раз прочитал у Михаила Ардова такой
анекдот, из которого понятно, что фальшивый большевизм Толстого был хорошо
виден окружающим.
«Советская власть в Ленинграде пала, город в руках белых. По
этому случаю на Дворцовой площади происходит парад. Впереди на белом коне едет
белый генерал. И вдруг, нарушая всю торжественность момента, наперерез
процессии бросается писатель Алексей Толстой. Он обнимает морду коня и, рыдая,
говорит: «Ваше превосходительство, что тут без вас было…»
Запомнились «Три толстяка» по Олеше. Книжку я тогда еще не
читал, и было очень интересно – просто узнать, что дальше будет. И опять, как
во всех детских спектаклях, были песни, запомнилась песенка Раздватриса:
«Учитель танцев Раздватрис
Исполнит ваш любой каприз»
И совершенно завораживало звучание имени «Суок». Только
много лет спустя я узнал, что это не
выдуманное имя, а реальная фамилия трех сестер, с одной них у Олеши был роман,
а на другой он женился. Хорошо, что я не знал этих подробностей в детстве, а то
бы не было такого впечатления.
Прочитал «Три толстяка» я немного позже, с восторгом, а еще
позже, уже в Ленинграде, году в 1957, прочитал в альманахе «Литературная
Москва» отрывки из книги Олеши «Ни дня без строчки», и эти отрывки на меня
произвели огромное впечатление. Не знаю другого писателя, который с такой
любовью писал бы о чужих книгах, так радовался чужим успехам, даже удачным
чужим строчкам. Благодаря рассказам Олеши я заочно, еще не читая, полюбил
Александра Грина.
Потом я прочитал «Зависть» и окончательно понял, каким большим
писателем был Олеша. При этом он, наверно, слишком любил литературу, чтобы
писать халтуру, как Толстой и многие другие. Пробовал, старался, - но не смог,
не получилось. И Олеша замолчал. «Зависть» была написана в 1927, умер Олеша в
1960, и за эти долгие годы не напечатал почти ничего, и уж точно ничего, о чем
стоило бы вспомнить. Хотя он-то талант сохранил – книга «Ни дня без строчки»,
которую он писал «в стол», доказывает это. Но ничего не печатал, перебивался
случайными заработками, практически нищенствовал.
У того же Ардова я прочитал историю, которую рассказал ему сценарист
Михаил Давыдович Вольпин, которому очень повезло в жизни: к 37 году он успел
уже отсидеть и выйти, и больше его не тронули. Он рассказывал окружающим о
своем лагерном опыте, ему не верили.
Вот что пишет Ардов:
Михаил Давыдович несколько раз при мне рассказывал о
примечательном разговоре, который был у него с Мандельштамом и Олешей. Вольпин
пытался открыть им глаза на мрачную реальность. Осип Эмильевич отделался одной
сакраментальной фразой:
— Надо без страха смотреть в железный лик эпохи.
А Олеша стал возражать по существу дела.
Вольпин вспоминал:
— Ну, с Мандельштамом я спорить не стал… А Олеша был мне
ровня, и я ему сказал буквально так: «Юра, если вы не опомнитесь и станете
культивировать в себе казенный оптимизм, вы или перестанете писать, или
сопьетесь».
(От себя добавлю: сбылись оба пророчества.)
Далее Вольпин говорил:
— Олеша этого нашего разговора не забыл. Уже в пятидесятые
годы я пришел в управление охраны авторских прав, чтобы получить деньги, и
увидел там Олешу. Ему ничего не причиталось, он просто выпрашивал у знакомых
мелкие суммы, побирался… Я отвел его в сторону и сказал: «Юра, я вам дам
столько денег, сколько вам нужно». И вдруг он взглянул на меня и произнес: «У
вас я не возьму». «Почему?» — спросил я. «А вы помните, что вы мне когда-то
сказали?..»
О литературной трагедии Олеши Аркадий Биленков написал
замечательную книгу «Сдача и гибель
советского интеллигента. Юрий Олеша». Отрывок из этой книги я прочитал в 1968,
а полностью прочитал ее лишь недавно. Злая и горькая книга.
Комментариев нет:
Отправить комментарий