Писатель и самоубийство
20 лет назад я прочитал книгу Григория Чхартишвили (Григория
Чхартишвили, а не Бориса Акунина) «Писатель и самоубийство». Это книга о том,
как и почему совершались самоубийства в
разные исторические эпохи и в разных странах, и о том, как относилось общество
к идее самоубийства и фактам самоубийства в эти эпохи и в этих странах. В
качестве «случаев из жизни» использовались истории самоубийств писателей. Это
вызвано тем, что самоубийства среди писателей встречаются, возможно, чаще (в
процентном отношении), чем среди любых других групп, к тому же многие такие
самоубийства «на слуху». Мне эта книга показалась очень интересной (если,
конечно, можно так выразиться). Хотя
рекомендовать такое чтение я бы не стал, особенно в наши и без того депрессивные
времена.
А недавно я обнаружил приложение к этой книге – «Энциклопедия
литературицида». Эта книга написана на манер энциклопедии. В ней содержится 370 биографических статей о писателях,
покончивших с собой. В разные времена, начиная с античности, и в разных странах.
В предисловии приводятся кое-какие обобщающие сведения. Чхартишвили разбивает
фигурантов (это его выражение) энциклопедии по языковой принадлежности. На
первом месте по числу писателей-самоубийц стоит англоязычная литература, на
втором – немецкая, на третьем – французская, на четвертом, с незначительным
отставанием – русская. Число фигурантов
составляет, соответственно, 62, 56, 50, 47. Если учесть, что реально светская литература
появилась в России на несколько веков позже, чем в Европе, где-то в середине 18
века, российский показатель оптимизма не внушает.
Но, когда я стал разбираться подробнее, оказалось, что на
период с середины 18 века до 1917 года (более полутора веков) приходится лишь
треть самоубийств писателей (первым в этом печальном списке стоит Александр
Радищев (1749-1802). Две трети, в два раза больше, приходится на вдвое более короткий
период советской власти. Осознавши это, я
стал думать дальше и задумался о том, что большевистская власть, кроме
физического истребления народа, нанесла огромный ущерб общественной жизни, подорвав
нравственность общества, развратив людей постоянной тотальной ложью и
изуродовав их страхом, а также разрушив культуру и науку (кроме тех ее
областей, которые можно было прямо или косвенно использовать для военных
целей). Это разрушение шло и путем физического истребления носителей культуры и
науки, и путем выдавливания их в эмиграцию, и путем запретов целых научных
направлений и полного запрета свободы слова и творчества в целом.
Свои мысли об этом я попробую изложить более подробно.
Комментариев нет:
Отправить комментарий