Радио в моей жизни
(продолжение с отступлениями)
Когда мне было 11 лет, мы вернулись в Ленинград, и на
какое-то время интерес к радио у меня пропал. Из «Клуба знаменитых капитанов» я
вырос, из «Угадайки» - тем более. А спектакли показывали по телевизору, который
в ту пору полностью заменил для меня радио. Поначалу это были трансляции
театральных спектаклей. В старой кинохронике можно найти сюжеты, снятые на
каких-то громких премьерах или на гастрольных спектаклях. В проходах стояли
здоровенные тогдашние телекамеры на колесиках, по полу тянулись кабели. Потом, позднее, появился новый жанр –
телеспектакль.
Из театральных спектаклей помню спектакль Ленинградского
ТЮЗа. Это была какая-то пьеса про пионеров. Пионеров играли неюные, скверно
имитирующие резвость и жизнерадостность дамы. Зрелище было дикое. Может, из
зрительного зала это смотрелось лучше, не могу сказать, посмотревши на это по
телевизору, в ТЮЗ я никогда в детстве не ходил. Теперь, задним числом (тогда «Малыш
и Карлсон» еще не был напечатан, тем более, не было мультфильма) я понимаю, что
по возрасту и комплекции эти дамы соответствовали не Малышу, а Карлсону. Да и
голос у них был хрипловатый. Наверно, курили много. А может, и пили. Тяжело, наверно,
до старости лет изображать юного пионера в идиотских пьесах.
А вот два «взрослых» спектакля мне очень запомнились. Это
были «Любовь к трем апельсинам» Гоцци и «Ученик дьявола» Бернарда Шоу. Я с тех
пор проникся любовью к обоим, и читал-перечитывал увесистые тома их пьес,
которые имелись дома. В каком театре ставили Гоцци, не помню, названия театров
мне тогда мало что говорили. А «Ученик дьявола» - это был БДТ, и мне очень
понравился Копелян в роли Ричарда Даджена. Я не помню детали, только общее
впечатление от текста Шоу, а еще – как молодой еще тогда Копелян вспрыгивает на
стол. А у Гоцци меня поразили интермедии
на злободневные темы, которые разыгрывали персонажи-маски. В одной из них на
сцене появлялся автор, а маски, изображавшие театральных критиков, укоряли
автора за мелкотемье (распространенный в ту пору критический термин), водили
вокруг него хоровод, распевая «Мелкая тема, мелкая тема». Но тут они получали
какое-то указание сверху и без паузы меняли движение хоровода на
противоположное, а распевали уже «Крупная тема, крупная тема». Мне это очень
запомнилось, с сатирой в те времена была большая напряженка. Шоу с тех пор - один
из самых любимых моих драматургов. Я бы сказал, что он у меня на втором месте.
На первом, конечно, Володин. Жалко, что Шоу мало ставили в СССР, но три
спектакля я все-таки посмотрел – «Пигмалион» с Фрейндлих и Эстриным в театре
Ленсовета (как же хороша была Фрейндлих в роли Элизы!), «Дом, где разбиваются
сердца» в театре Сатиры и «Святую Иоанну» на гастролях английского театра Old Vic –
в 9-ом классе. Эту пьесу я тогда не читал, и понял далеко не все, что говорили
на сцене, но впечатление все равно было огромное. Так же как и от их «Макбета».
А потом на телевидении стали ставить «свои» спектакли. Было
их немало, но запомнились больше всего три – потому что там был Юрский. «Верный
робот» по пьесе Лема, «Кюхля» по книге Тынянова и «Смуглая леди сонетов» Бернарда
Шоу. Все это можно сегодня посмотреть в интернете. Конечно, технически все это
выглядит сегодня убого, но какие актеры были! Три роли в трех этих спектаклях –
яркая демонстрация огромных актерских возможностей Юрского. Разные люди (точнее
в пьесе Лема даже не человек, а робот), совершенно разные характеры, совершенно
разная пластика. Даже лица разные. Только глаза одни и те же. И голос, конечно, узнаваемый. Конечно, радио в
этом смысле полностью проигрывало телевидению. На радио – только голос, но ни
пластики, ни глаз – какое тут сравнение.
Кстати, «Смуглая леди» и сегодня смотрится замечательно,
поскольку на экране практически только лица актеров - Юрского, Эммы Поповой и
Теняковой, а играют они великолепно, да и текст какой!
А интерес к радио у меня появился заново лишь через
несколько лет, когда меня стала интересовать политика.
Комментариев нет:
Отправить комментарий